Для нанимателя эффективный работник - это отдохнувший и здоровый работник. Для реализации этой цели во многих организациях предусмотрено выплачивать работникам денежную помощь на оздоровление, причем, как правило, к отпуску. Рассмотрим, как в 2017 году такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль.
Выплата на оздоровление: когда наниматель платит
На этот счет трудовое законодательство, а именно ст. 182 ТК <1> , содержит следующие предписания. Организация производит работникам единовременную выплату на оздоровление к отпуску (или к части отпуска) в случаях и размерах, предусмотренных <2> :
Отметим, организация вправе в своих ЛНПА или в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что «оздоровительная» выплата производится работнику независимо от того, уходит он в отпуск или нет. Также помощь может оказываться в текущем году и повторно <3> .
Расходы на выплату: можно ли включить в затраты
В бухучете «оздоровительная» выплата показывается в составе прочих расходов по текущей деятельности независимо от того, установлена она законодательно или же решение оказывать помощь закреплено лишь в ЛНПА организации либо трудовых договорах с работниками <4> .
Что касается налогообложения прибыли , то здесь не все так просто. В прошлом году любые выплаты на оздоровление не учитывались в расчете налога на прибыль <5> . А вот в 2017 году порядок учета «оздоровительной» выплаты изменился. Сейчас он зависит от того, предусмотрена ли обязанность ее предоставления законодательными актами или постановлениями Совмина . Если такая обязанность установлена, то выплата включается в расчет налога в составе затрат, а если нет - не учитывается при налогообложении <6> .
Значит, нужно разобраться, что понимается под законодательными актами, ведь именно они поименованы в налоговом законодательстве помимо постановлений Совмина.
На первый взгляд здесь может показаться, что если обязанность выплаты на оздоровление установлена законодательно, то ее сумму в любом случае можно учесть в затратах. И не имеет значения, каким именно нормативным документом данная обязанность предусмотрена. Но это не так. Ведь к законодательным актам относятся Конституция, законы, декреты и указы <7> . Конституция, естественно, не содержит положений относительно выплат на оздоровление. Следовательно, в 2017 году в расчете налога на прибыль учитываются только те выплаты на оздоровление, которые предусмотрены в законах, декретах и указах и, как мы уже упомянули, в постановлениях Совмина , и только на условиях, которые установлены в этих документах <8> . Все остальные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов) оказались за бортом.
Кроме того, по разъяснениям специалистов налоговых органов <9>
, для учета в налогообложении расходов на «оздоровительную» выплату нужно, чтобы в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина указывалось, кому помощь предоставляется (перечень должностей), в каком размере (пределе) и кто должен либо вправе ее предоставлять. К таким выплатам на данный момент можно отнести, например, выплаты, установленные Постановлением Совмина № 597 <10>
.
Об особенностях начисления зарплаты руководителям госорганизаций см.: Книга О. Зарплата руководителей государственных коммерческих организаций // Главная книга.by. 2016. № 22.
С перечнем законодательных актов разобрались. Но, как мы уже упоминали, общий подход к выплате на оздоровление закреплен в ст. 182 ТК. И исходя из него, организация производит единовременную выплату работникам на оздоровление к отпуску в случаях, предусмотренных не только в законодательстве, но и в ее ЛНПА или в трудовых договорах с работниками. ТК - это закон Республики Беларусь <12> . А раз ТК - закон, возникает вопрос: будет ли выплата на оздоровление считаться для целей налога на прибыль установленной законодательным актом в случае, когда она предусмотрена только в ЛНПА или трудовых договорах, но производится в полном соответствии с порядком, определенным в ст. 182 ТК (единовременно при предоставлении отпуска)?
По данному вопросу специалисты налоговых органов придерживаются следующей позиции <13> . Статья 182 ТК сама по себе не обязывает прописывать в ЛНПА организации или трудовых договорах с работниками необходимость производить «оздоровительную» выплату. Такое решение принимается самостоятельно. Данная норма ТК говорит лишь о том, что если такое решение принято и закреплено в ЛНПА и (или) в трудовых договорах, то тогда организация-наниматель должна выплачивать суммы на оздоровление.
С учетом этого выплата на оздоровление, предоставляемая только на основании ЛНПА организации или трудового договора с работником (т.е. по самостоятельному решению организации), не является выплатой, установленной законодательными актами. Это относится как к выплате, которая предоставляется в полном соответствии с порядком, предусмотренным в ст. 182 ТК, так и к выплате, которая предоставляется в порядке, отличном от вышеназванного. Как следствие, ее нельзя учесть в расчете налога на прибыль <14> .
Пример 2
Ситуация 1. В соответствии с коллективным договором работникам организации при предоставлении трудового отпуска или его части предусмотрена единовременная выплата на оздоровление в размере 50% оклада. Обязанность такой выплаты для организации законодательно не установлена. В рассматриваемом случае выплата на оздоровление производится в соответствии с порядком, указанным в ст. 182 ТК: ее случаи и размер определены коллективным договором, и она выплачивается единовременно при предоставлении работнику полного отпуска или его части. Однако в расчете налога на прибыль она не учитывается, так как обязанность ее предоставления для организации установлена только коллективным договором <15> . Ситуация 2. Трудовыми договорами с работниками, занятыми во вредных производствах, предусмотрена выплата матпомощи на оздоровление. Законодательно установленной обязанности такой выплаты у организации нет. Выплата предоставляется несколько раз в течение календарного года и не связана с уходом работника в отпуск. В данном случае выплата на оздоровление производится в порядке, отличном от зафиксированного в ст. 182 ТК. При этом она также не уменьшает прибыль к налогообложению, так как обязанность ее предоставления не закреплена в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина <16> . |
Для наглядности представим порядок учета «оздоровительной» выплаты в налоге на прибыль в 2017 году:
Таблица
Основание выплаты | |||
Законодательство | ЛНПА организации <*> | Трудовой договор <*> | |
Законы <*> , указы, декреты, постановления Совмина | Иные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов) | ||
«Оздоровительная» выплата показывается в учитываемых затратах | «Оздоровительная» выплата не учитывается при налогообложении |
ВЫПЛАТЫ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ К ОТПУСКУ ПО ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ: ПОЧЕМУ В ОДНИХ СЛУЧАЯХ ИХ ПРИРАВНИВАЮТ К ВЫПЛАТАМ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ АКТАМ, А В ДРУГИХ - НЕТ?
Специалист ФСЗН Минтруда и соцзащиты:
На материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, не начисляют страховые взносы (п. 7 Перечня *).
__________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 11 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083) (далее - Перечень).
Под действие п. 7 Перечня подпадает материальная помощь, предусмотренная законодательными актами, в частности ст. 182 , 342 ТК ("ГБ", 2014, № 11, с. 36).
Специалист МНС:
От подоходного налога с физических лиц освобождают суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ ; далее - НК). Законодательными актами являются Конституция, законы, декреты и указы Президента, к которым относится и ТК. Таким образом, если суммы материальной помощи оказывают работникам в соответствии с вышеуказанными актами, то эти суммы освобождают от подоходного налога. А коллективный договор не относится к законодательным актам. Поэтому следует уплатить подоходный налог.
Специалист районной инспекции МНС по г. Минску:
При налогообложении прибыли не учитывают в расходах выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. материальную помощь (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).
А единовременная выплата на оздоровление предусмотрена ТК и является обязательной. Следовательно, она включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Полина Сергеевна , бухгалтер организации:
С налогообложением этих выплат полная неразбериха. В коллективном договоре записано "единовременная помощь на оздоровление к отпуску". С одной стороны, придется заплатить "соцстрах" и, возможно, подоходный налог, а с другой - разрешено отнести эти выплаты на затраты. Но относить их на затраты опасно, так как это выплаты непроизводственного характера. Так что пока я в растерянности, какой статус этим выплатам придать в коллективном договоре.