Во сколько ребенок начинает произносить слоги. Во сколько ребенок начинает говорить первые слова и звуки?

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его "дефицит" может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка. Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей - пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.

Тем не менее, ребенок, который сказал: «Вы должны его масштабировать первым», когда она поставила сумку по шкале, создавала новшество, для которого уже существует существующее слово, а именно, взвешивание. Было подчеркнуто творчество детских языковых инноваций, поскольку оно демонстрирует, что дети не просто подражают тому, что они слышат, а извлекают общие правила и принципы, которые позволяют им формировать новые выражения.

Как только ребенок освоил основы построения предложения, что осталось изучать? На самом деле, язык был бы очень скучным, чтобы слушать или читать, если бы мы могли просто производить простые предложения с одним глаголом за раз. Возможно, первым ответом новичка в области детского языка является то, что высказывания детей говорят короткие и не очень сложные в течение длительного периода. Разумеется, когда вы измеряете среднюю длину высказывания детей младше четырех лет, она имеет тенденцию быть не очень впечатляющей, от 0 до 0 морфем за высказывание.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Еще до четырех лет встречаются редкие, но значимые проявления удивительной сложности, свидетельствующие о том, что ребенок при необходимости требует значительного количества грамматики. Позже появляются другие союзы, такие как, но, после или из-за. Но вложения не намного позже: есть доказательства встроенных структур даже в примитивных разговорах двухлетних детей. Существуют различные типы встроенных структур. Один вид - относительные предложения, предложения, которые используются для дальнейшего определения существительной.

Человек, который устроился на работу, подходит к обеду. Вот примерное предложение от ребенка в 2, 10, упомянутое в отношении оборудования для игровых площадок. Или слегка аберрантным. Где молоток мы прибивали эти гвозди? С другой стороны, это конструкции дополнения, которые можно рассматривать как эквивалентную дополнительную спецификацию глагольной фразы.

Период младенческих криков (0 мес. - 2-3 мес.).

Первый крик ребенка возникает как компонент стволово-подкорковые оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Условия, необходимые для голосообразования, возникают в периоде новорожденности случайно, когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы изменяются физические свойства мышц тела и возрастает объемная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний младенца.

Врач решил выполнить операцию. Опять же, ребенок в возрасте 2 лет, 11, как отмечалось, сказал. Мне не нравится, как Ники делится бананом. Оба варианта внедрения - это средство упаковки информации в одно предложение, которое потребует нескольких предложений для передачи эквивалентных идей. Когда дети выходят на сцену, на которой они могут контролировать эти и подобные структуры, они становятся способными выражать гораздо более широкий круг идей и мыслей, не зависящих от непосредственной среды для поддержки, и еще один важный шаг делается на то, чтобы быть готовым к распространению грамотности.

Крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Таким образом, в звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция неиболее или наимение интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдаленно напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.

Исследователи использовали инновационные процедуры, чтобы выявить структуры относительных предложений у детей в возрасте от двух лет, организовав ситуацию, требующую уточнения референта. В одной процедуре, например, ребенок, экспериментатор и конфедерат играют с двумя одинаковыми игрушечными медведями. Экспериментатор заставляет одного медведя ездить на велосипеде. Тогда конфедерат с завязанными глазами, и только ребенок наблюдает за экспериментатором, чтобы тот же медведь делал другое действие, скажем, прыгать.

Затем с завязанными глазами удаляется из конфедерата, и ребенок должен помочь ему угадать, какой медведь что-то сделал. Дети двух и трех могут сказать. Выберите тот, который ехал на велосипеде. Если рассматривать литературу по осмыслению относительных положений, то кажется, что дети младше пяти лет находятся в очень плохом контроле над условными предложениями. В типичной задаче осмысления используется процедура «выбывания», в которой ребенку дается несколько мелких животных, и его просят действовать независимо от того, что говорит экспериментатор.

Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".

Понятно, что короткость голосовых связок младенца благоприятствует включению в вибрацию мыщечных стенок высокочастотных резонаторов. Другими словами, звуковые волны, образующиеся в речевом тракте, могут подвергаться не только положительной, но и отрицательной интерференции и, следовательно, мощность голоса может резко падать.

После нескольких простых разминок, например. Ребенку будет предложено выступить с относительными структурами предложений, в которых нет никаких подсказок к значению только из слов, т.е. синтаксис несет все значение. Лев, который ударил собаку, укусил черепаху.

Кошка, которую собака толкнула, лизнула мышь. Когда дошкольники получают такую ​​задачу, их производительность обычно довольно бедна, что указывает на то, что у них по-прежнему возникают трудности с восстановлением значения говорящего из сложных структур: проблема, возможно, в обработке, а не в грамматике сама по себе.

Период гуления (2-3 мес. - 5-6 мес.).

Наблюдения показали, что младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи. Подражая матери, он постепенно снижает ситуации такого же эмоционально положительного общения с нею интенсивность своих двигательных реакций и криков.

Аналогичным образом, даже пяти - и шестилетние дети по-прежнему испытывают трудности с выяснением того, кто сделал то, что для предложений, содержащих различные виды дополнений. Фред сказал Гарри вымыть машину. Фред пообещал Гарри вымыть машину. Фред сказал Гарри, что он вымыл машину.

Фред сказал Гарри, когда он вымыл машину. Различные «комплементарные» глаголы на английском языке делятся на несколько разных моделей, как и сами дополнения, поэтому есть место для множества замешательств. Наконец, есть аспекты системы местоимений, которые могут занять несколько лет, чтобы стать прямой. Местоимения на английском языке должны иметь «антецедент» вне предложения, в котором происходит местоимение: вы не можете сказать, например.

На втором месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него со стороны окружающих взрослых. Здесь задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе и при этом заиграть с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух. К 2,5 - 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребенка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

С другой стороны, рефлексы, подобные «самому», должны быть в той же статье, что и их предшественник; вы не можете сказать. Джон задавался вопросом, почему Фред ударил себя. И это означает, что Фред ударил Джона. Контроль детей над антецедентами, особенно местоимений, все еще приобретается после четырех или пяти лет, когда речь идет о сложных предложениях.

Словарь ребенка значительно возрастает в возрасте от двух до пяти лет, а размер словаря часто используется исследователями как показатель развития ребенка. В дополнение к изучению многих новых существительных и глаголов, ребенок должен организовать словарный запас, например, в иерархии: этот Ровер также является собакой, корги, животным, живым существом и т.д. ребенок также узнает о противоположностях и родстве - все необходимые формы связи между словами во «внутреннем лексиконе». Ребенок также становится более способным изучать слова только из лингвистического контекста, быстро прибегая к смыслу после нескольких разбросанных экспозиций.

Гуление в отличие от криков можно характеризовал как "согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования". Согласно-подобные элементы обычно звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены. Освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у. Имея в виду эти данные, следует думать, что раньше всего ребенком осваиваются национально-спецефические варианты эмоционально-выразительных а-тембров, потом и- и у-тембров, т. е. тех тембров, которые превалировали у него в разных типах криков.

Это удивительно эффективный процесс, хотя и вряд ли безопасный: после того, как ему сказали, что экраны должны были остановить мухи от привнесения микробов в дом, один ребенок пришел к выводу, что микробы «играли вещи». Исследователи остро осознавали, что изучение языка ребенка не происходит в вакууме или лаборатории - оно связано с социальными отношениями и обстоятельствами ребенка. Ребенок использует язык для общения со сверстниками, братьями и сестрами, родителями и все эти люди предъявляют особые требования к ребенку с точки зрения их различного статуса, знаний, требований вежливости, ясности или формальности, к которым ребенок должен приспосабливаться и адаптироваться, а дошкольный ребенок только начинает этот процесс языковой социализации.

На третьем месяце возникает новое явление - ребенок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается. В ответ на приветствие взрослого ребенок выражает большую радость - смеется, взвизгивает. Назвали такое выражение радости "комплексом оживления". Инициатива общения сейчас уже принадлежит ребенку. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

Даже четырехлетние дети приспосабливают свой стиль, высоту и длину предложения, когда разговаривают с младшими детьми или младенцами, а не с сверстниками или пожилыми людьми, а в других культурах они овладевают формальными устройствами, которые признают статус или группу членов разных людей Тем не менее, признается, что трехлетний ребенок довольно плохо прогнозирует то, что другие знают или думают, и поэтому будет довольно эгоцентричным в прижимать себя. Особенно, когда вы общаетесь через барьер или по телефону, ребенок этого возраста может оказаться неспособным предоставить нужную информацию слушателю.

На четвертом месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Кроме того, в течение этого месяца наблюдаются некоторые сдвиги в развитии движений ребенка. Он начинает прислушиваться к голосу взрослого, искать его и, встретившись с ним взглядом, отвечать звуками, громким смехом.

Однако другие исследователи показывают, что дети становятся все более искусными в «восстановлении» своих собственных коммуникативных нарушений, когда они становятся старше. Трудность, которую испытывают дети с предсказанием того, что другие уже знают или верят, также проявляется в их попытках создать повествования, то есть расширенные предложения, которые рассказывают историю. Повторение истории значительно проще, чем создание одного из свидетелей событий, но может потребоваться значительный «подъем» слушателя пациента, который структурирует его, задавая ведущие вопросы.

На третьем месяце ребенок реагирует на "разговор" с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек. Но на четвертом месяце слуховое восприятие приобретает особое значение во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Он перекликается со взрослым на расстоянии, когда слышит голос и одновременно видит взрослого.

Навык в создании последовательного повествования является одним из кульминационных достижений в овладении языком, но он приобретается поздно и широко варьируется в зависимости от возможностей для практики и опыта в рассказах. Отчасти это связано с тем, что создание повествования - это культурное событие: разные культуры имеют разные правила для того, как структурируются истории, которые нужно изучать. Во-первых, дети склонны сосредотачиваться только на действиях, не обращая внимания на мотивы, причины или последствия этих действий, и небольшую всеобъемлющую структуру, которая могла бы объяснить события.

Несколько увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласные звуки "а", "э", "у", "и", согласный звук "р", а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде "агу", "тиль", "тилья" и т. п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки ("а-а-а", "р-р-р"). Смена коротких звуков (гуканье) протяжными, певучими звуками (гуление) происходит одновременно с изменением движений ребенка. Это связано, по их мнению, с тем, что он приобретает способность к более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Произнесение звуков, как и выполнение движений, осуществляется ребенком под контролем высших органов чувств: звуки произносятся под контролем слуха, а движения выполняются под контролем зрения.

Маленькие дети также не могут использовать лингвистические устройства, которые поддерживают связь между референтами, поэтому они могут перейти от разговора об одном персонаже к другому и называть их всех «он», к недоумению слушателя. Чтение и письмо в школьные годы зависят от этой способности и воспитывают ее дальше, и одним из лучших предикторов готовности к чтению является то, сколько детей читали в первые несколько лет. По мере того, как дети начинают читать и писать, в их словарях появляются дальнейшие успехи и появляются новые синтаксические формы, которые относительно редки в разговоре, но играют важную роль в тексте, таких как постановка и поддержание сплоченности.

Удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, "а-а-а", на "р-р-р", можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно. Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Это подготовляется в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Владение этими устройствами требует чувствительности к потребностям читателя, и это процесс развития на протяжении всей жизни. Берко-Глисон, Дж. Развитие языка. Де Вильерс, П. и Дж. Де Вильерс. Ранний язык. Серия «Развивающиеся дети». Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Справочник по детскому языку. Приобретение языка: лингвистическое введение. Языковой инстинкт. Нью-Йорк: Морроу. Таким образом, болтливый робот учится говорить свои первые настоящие слова, просто беседуя с человеком. Увидев этот скачок развития на машине, вы можете заставить роботов, которые говорят более естественным, похожим на человека образом, и помогут раскрыть, как дети начинают понимать язык.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Не все слова созданы равными. Формы и цвета - в том числе «красный», «зеленый», «сердце», «квадрат» и «ящик» - появляются гораздо чаще, чем «или» и. Лион говорит, что и или «они» произносятся очень часто, но иногда раздавливаются вместе с другим словом, что затрудняет их выведение. Выраженные слова, такие как «красный» или «зеленый», как правило, произносятся одинаково, независимо от того, где в предложении они появляются. Возможно, эта разница помогает детям учиться, поскольку эти слова имеют более высокую «информационную ценность» в молодом возрасте, предлагает команда Лиона.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы. При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется. Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию "трудных" зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов.
Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию cегментов речи меняющейся звучности. Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются И-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами - основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как "ма", "ха" и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца , как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и "выразить" ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого - они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет ребенка к самому важному шагу - к общению со взрослым на основе понимания. В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно.

Подведем краткие итоги .

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.

1. на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

2. на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца - в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

3. на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость ("комплекс оживления");

4. на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

5. на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.

Номер один

Ребенок приступает к овладению речью задолго до того, как начинает говорить: он обучается взаимодействовать со взрослыми при помощи жестов и плача. Существуют обширные таблицы типов младенческого хныканья и рева: досужие ученые разобрались, какие звуки свидетельствуют о скуке, боли, недовольстве.

Принято считать, что первое слово – непременно «мама», однако это не всегда так . Действительно, эти два несложных слога неразвитому речевому аппарату малыша произнести чаще всего не составляет труда. Но с таким же успехом у него может получиться и «папа», и «баба», вопрос в том, что далеко не всегда это наименование конкретного родственника. Кроха может звать «мама» всех старших, живущих в доме, или все, что передвигается – людей, животных, птиц. Детской речи свойственны обобщения, причем зачастую в их основе лежит парадоксальная образность, просто неподвластная «закостеневшему» взрослому уму.

Практически всегда первые слова ребенка состоят из однотипных повторяющихся слогов . Для русского языка (а дитя, даже если не понимает конкретного значения каждого слова, подражает строю и мелодии речи, которую слышит), характерны открытые слоги, т.е. начинающиеся на согласный и заканчивающиеся на гласный. И ребенок, осознав это, имитирует слова по такому образцу, по-своему упрощая их – например, называя всего один слог из нескольких («ка» вместо «пока») или удваивая слог, который удается произнести («кики» вместо «киса»).

Развитие речи ребенка своеобразно отражает историю развития речи и мышления у человечества. Первые слова – это в 99% случаев существительные, обозначения персон или предметов – взрослых, игрушек, животных, предметов интерьера. С этого начинается познание мира новым человеком – он осознает, что его окружает нечто и пытается дать этому названия.

Следующий этап – указательные местоимения. Где, там, вот – с их помощью можно определить место предмета в мире. Не менее часто после существительных дети начинают произносить глаголы, как правило, в повелительном наклонении. Применение глаголов означает огромный прорыв в жизни малыша – ведь с их помощью он может добиться того, чтобы делали так, как он хочет! Дай, иди, возьми – эти слова, по сути, являются началом диалога. Ребенок быстро учится комбинировать их с обращениями или существительными, и вот уже готово первое предложение: «Мама, дай!». А освоенные глаголы в изъявительном наклонении помогают маленькому говоруну сообщать миру информацию, обозначая состояние дел: «Миша сидит», «Ляля ням».

Разговорчивый возраст

Многие родители очень хотят получить точный ответ на вопрос: когда малыш заговорит? Но точно сказать этого нельзя, разве что попробовать погадать. Все дети развиваются по разному, и к этому процессу попросту неприменимо слово «надо» - ребенок никому ничего не должен. Бывает так, что, невзирая на усилия родителей и врачей, ребенок упорно не говорит до трех лет, или совершенно неожиданно для всех начинает болтать в десять месяцев.

Рамки «речевого возраста» достаточно широки и включают в себя период от 8 мес до 3-4 лет. Тем не менее, если после года ребенок не издает разнообразных, хотя бы и бессвязных звуков, а после двух не произносит отдельных имеющих смысл слов, есть повод посоветоваться с неврологом и логопедом. Хороший специалист по ряду признаков определит, под контролем ли ситуация и не требуется ли вмешательство, и родителям будет спокойнее.

Как помочь малышу начать общаться? Почаще говорить с ним, причем не просто «читать лекцию», а комментировать свои и его действия, описывать предметы (их цвет, форму, назначения), объяснять, что ножки ходят, ротик ест, ручки берут и т.д. Вместе рассматривать книги, рассказывать кумулятивные (в которых повторяется однотипное действие) сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Возможно, кому-то эти хрестоматийные тексты кажутся скучными, ненужными и устаревшими, но это не так: они наилучшим образом обеспечивают потребности малыша в определенный период его жизни .

Поклонники прогрессивных новшеств могут попробовать методику Глена Домана , заключающуюся в демонстрации ребенку иллюстрированных карточек с различными предметами, существами, растениями. Карточки Домана можно использовать с рождения, для детей с года они существуют в виде удобных компьютерных презентаций.

И помните, что у детей бывают периоды так называемого «осознанного молчания» , в которые ребенок будто бы перестает накапливать словарный запас и останавливается в освоении речи. Это не так: на самом деле его мозг в это время собирает и обрабатывает гигантское количество новых знаний, которые со временем проявятся в виде скачка развития.

Некоторые причины, задерживающие начало говорения:

Билингвизм, мультилингвизм. Многие семьи сегодня живут на несколько домов или постоянно переезжают из страны в страну, кроме того, распространены интернациональные браки. Дети, слышащие дома одну речь, а на улице – другую, или слова на разных языках от мамы и папы, начинают говорить позже своих сверстников, растущих в одноязычной среде. Зато для каждого предмета у них минимум два названия!

Недостаточное общение со сверстниками и старшими детьми. В семьях, где уже есть дети, малыши начинают говорить быстрее и чище: они копируют поведение старших ребят. Чем больше ребенок общается с себе подобными, тем большую потребность в совершенствовании коммуникативных навыков он испытывает, тем быстрее развивается его словарный запас.

Однообразие впечатлений, большое количество запретов. Старайтесь время от времени обновлять «игрушечный парк», показывать не одни и те же, а разные книги (необязательно постоянно покупать что-то новое, а старое выбрасывать, достаточно разделить существующие игрушки на две или три части и устраивать «ротацию»), ходить на прогулку в разные места. Новые впечатление стимулируют мыслительную деятельность, а вместе с ней – речевой центр. Постоянные запреты лишают ребенка тяги к познанию.

© 2020 estry.ru
Портал о беременности