Налогообложение лекции кратко. Основы построения налогов. Элементы налога. Конспекты лекции по «Налоги и налогообложение»


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Налоги и налогообложение»

Конспекты лекций позволят ознакомиться с фундаментальными основами изучаемой учебной дисциплины, охарактеризовать совокупность теоретических знаний необходимых для последующего применения знаний на практике.

Конспекты лекции по «Налоги и налогообложение».

Тема 1: Экономическая природа и сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения.

1.1. Возникновение налогов и их необходимость.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов государства.

Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство.

Налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц;

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства;

Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен. Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа;

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям.

Налоги - это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги классифицируются по таким признакам, как по объекту обложения, по органу, по порядку их использования, по экономическому признаку, по степени оценки объекта обложения, от формы уплаты, по субъекту обложения, как инструмента бюджетного регулирования, по порядку уплаты.

Налоги в Казахстане прошли длительную эволюцию развития от натуральной формы уплаты до денежной.

Эволюция развития налогов:

Налоги претерпели существенную длительную эволюцию. Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы:

    продовольственный фураж.

В период Римской империи уже применялись подобие современных налогов:

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно назвать жертвоприношения.

Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам. Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным, напоминая дань с покоренных народов, и не совместимым со званием свободного гражданина. Более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной.

В начале XX века давали России 10 – 15% поступлений; косвенные 85 –90%. В Великобритании и Франции поступления от косвенных налогов составляли 80%, в Германии –75%, в Италии 64%. В Казахстане в 1998 году поступления от прямых и косвенных налогов составляли соответственно 32,6 и 452%. Доля косвенных налогов В Великобритании, Германии и странах СНГ в последнее время составляет 45-55%.

Своеобразная система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием. Налоги они платили в основном в натуральной форме. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны плательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности. Мощный налоговый пресс в условиях систематических злоупотреблений феодально-родовой верхушки был одной из причин экономической отсталости богатого по своим природным ресурсам и другим потенциальным возможностям региона.

Основными видами налогов являлись:

    Зякет – земельная рента или двадцатая часть скота;

    Ушур – десятая часть урожая в земледельческих районах;

    Согым – добровольные подношения своему феодалу скотом, сбор наиболее упитанного скота, предназначенного для осеннего забоя;

    Сыбага – см 3

    Ханлык – судебная пошлина в размере одной десятой суммы судебного иска;

    Ясырь – военная добыча во время феодальных войн;

    Саун – «родовая помощь», выражающаяся в отдаче скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом, возвращать этот скот с приплодом;

    Харадж – две трети урожая;

    Кун – плата в семикратном размере родственникам убитого султана или хаджи;

    Аип – штраф в девять скотин за нанесение обиды султану или ходже словом, за побои – 27 голов.

    Барымта – захват скота ответчика или его родственников за неуплату куна или штрафа.

    Айбана – изобличенный в воровстве возвращает украденное, увеличенное в 27 раз.

    Билетный сбор – уплачивается при найме в работники к линейным жителям.

    Кибиточная подать – плата за проживание за пределами орды на внутренних землях

    Акциз – плата за пропуск скота за линию на казачьи земли и многие другие.

В Казахстане вначале налоги взимались в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную. Налоги как инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании основ экономических и производственных отношений.

      1.2. Сущность и функции налогов и сборов в условиях рыночной

      экономики.

Главным экономическим содержанием пятнадцатилетия независимости стал переход от командно-централизованной плановой системы к рыночной. В те годы были заложены фундаментальные и институциональные предпосылки для успешного функционирования современного рынка.

В условиях развития рыночных отношений налогам присущи несколько функций, главными из которых являются фискальная и регулирующая.

Сущность налогов проявляется в их функциях:

    фискальная

    регулирующая

    стимулирующая

    перераспределительная

    контрольная

1.3. Основы построения налогов. Элементы налога.

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.

К основным элементам налогообложения относятся:

    субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

    носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.

    объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения. Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;

    источник налога – является доход;

    единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.

    налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;

    налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;

5-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - 147 с.

Настоящее пособие подготовлено в полном соответствии с программой курса «Налоги и налогообложение» - одной из важнейших учебных дисциплин при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере. В краткой и лаконичной форме автор излагает содержание всех основных тем курса, при этом уделяя внимание основным проблемам современного налогообложения.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Формат: doc

Размер: 1,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Сущность налогов 8
1.1. Причины возникновения начетов и налогообложения 8
1.2. Понятие налогов и сборов, 8
1.3. Экономическая сущность налогов 10
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь 16
Тема 2. Налоговая система 17
2.1. Принципы налогообложения 17
2.2. Методы налогообложения 18
2.3. Классификация налогов 18
2.4. Особенности построения налоговой системы в России 21
2.5. Налоговый механизм 25
2.6. Участники налоговых правоотношений 27
Тема 3. Современная государственная натоптан политика 29
3.1. Налоговая политика государства 29
3.2. Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире 30
3.3. Основные этапы налоговой реформы России 31
3.4. Налоговая политика России в условиях мирового финансового кризиса 34
Тема 4. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители 37
4.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов 37
4.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов 39
4.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора 41
Тема 5. Сборщики налогов и сборов 43
5.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях 43
5.2. Налоговые агенты 43
5.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора Налогов и сборов 46
Тема 6. Налоговая администрация Российской Федерации 47
6.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности 47
6.2. Организационные модификации налоговой администрации.,. 48
6.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации 49
6.4. Состав, структура и полномочия налоговых органон 50
6.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации.. 56
6.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования 58
Тема 7. Установление н уплата налогов и сборов 60
7.1. Элементы налога и их характеристика 60
7.2. Способы уплаты налогов 62
7.3. Порядок исполнения обязанности по уплате налога ILFIH сбора..64
7.4. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 66
7.5. Порядок изменении срока уплаты налога и сбора 70
7.6. Налоговая отчетность 74
Тема 8, Формы и методы налогового контроля 76
8.1. Сущность» формы налогового контроля 76
8.2. Государственный налоговый учет 76
8.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль 78
8.4. Камеральный и выездной налоговый контроль 80
8.5. Административно-налоговый контроль 84
Тема 9. Налогово-проверочные действия налогового контроля 85
9.1. Истребование документов 85
9.2. Выемка документов и предметов 85
9.3. Проведение осмотра 86
9.4. Проведение инвентаризации 87
9.5. Проведение опроса 88
9.6. Проведение экспертизы 89
9.7. Осуществление перевода 91
Тема 10. Ответственность за совершение налоговых правонарушений 93
10.1. Общая характеристика налогового правонарушения 93
10.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 94
10.3. Налоговые санкции 97
10.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения 98
10.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления 100
Тема 11. Федеральные налоги 104
11.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 104
11.2. Акцизы 107
11.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 111
11.4. Налог на прибыль организации 116
11.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 119
11.6. Водный налог 121
Тема 12. Федеральные сборы 123
12.1. Сбор за пользование объектами животного мира 123
12.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 124
12.3. Государственная пошлина 125
Тема 13. Региональные налоги и сборы 129
13.1. Транспортный налог 129
13.2. Налог на игорный бизнес 131
13.3. Налог на имущество организаций 133
Тема 14. Местные налоги и сборы 137
14.1. Налог на имущество физических лиц 137
14.2. Земельный налог 139
Тема 15. Специальные налоговые режимы 143
15.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 143
15.2. Упрощенная система налогообложения (УСН) 144
15.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности 145
15.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции 146
Приложение 147
Перечень полезных ссылок на Интернет-ресурсы 147
Перечень рекомендованной дополнительной литературы 147

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Евгений Павлович Богданов

Конспект лекций. Налоги и налогообложение

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?».

2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.

В Европе XVI–XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти утверждение всех государственных расходов и доходов.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…»

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775–1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т. к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д.

Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723–1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.

3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.

Период развития налогообложения в XIX в. отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства – укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот – переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал – в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны – развитостью экономической теории в части налогообложения.

Венцом финансовой науки начала XX в. явились налоговые реформы, проведенные после I Мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость , в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги – налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.

Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны с результатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению:

принцип получаемых выгод – различие в налогах определяется различием в получаемой полезности;

принцип платежеспособности – различие в налогах определяется различием в способности их выплачивать, этот подход был и остается ведущим, в силу технических и технологических сложностей применения первого.

Вне зависимости от подхода к налогообложению должен выполняться критерий справедливости . Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода.

Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.

4. История налогообложения в России до XIX в.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью» . Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей» , из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III , который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги . Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины .

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности .

В царствование царя Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата , в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог.

В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать».

5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.

Новая эра в управлении финансами страны и, в частности, организации податного дела началась после издания Александром I знаменитого Указа от 18 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств».

Начало XIX в. характеризуется также развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена Программа финансовых преобразований государства М. Сперанского . В 1818 г. в России появился первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» Николая Тургенева .

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать , которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 г. Вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.

Отмечается постепенное внедрение системы акцизов . В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – прессованные дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. Отдельные акцизы просуществовали недолго, по большинству остальных ставки постепенно увеличивались.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т. д. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов , которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

В 1875 г. в России был введен наиболее распространенный в системах государственного обложения поземельный налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853 г. Государственного Земского сбора. Он падал преимущественно на крестьянское население страны.

В 1885 г. в России по инициативе министра финансов Н. Х. Бунге вводится институт податных инспекторов как финансовых работников на местах.

В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог , игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имеет налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т. д.

6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон о подоходном налоге , который вступал в силу с 01.01.1917 г. Объектом обложения но новому закону являлся совокупный доход, включавший поступления от денежных капиталов и недвижимости, от вознаграждения за труд и по найму, профессиональных и личных промысловых занятий. Не облагались налогами вообще: жалованье лиц, находящихся на службе в действующей армии и флоте, военные пенсии и пособия.

Для сбора налогов учреждались губернские и областные участковые присутствия . Новое налоговое законодательство не отнимало предпринимательской инициативы у российских подданных. Но при этом правительство оставляло за собой право постоянного надзора за их деятельностью.

Новые налоговые законы, разработанные на закате XIX в., со временем могли бы стать поворотной вехой в экономической истории России. Но этими идеями воспользовалась уже другая власть.

6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.

После революции 1917 г. основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа . В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений: действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утратила свое значение.

В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан .

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота , своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.

Смена высшего руководства страны и проведение различных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения .

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.

В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.

© 2020 estry.ru
Портал о беременности