Выплаты на оздоровление к отпуску по трудовому кодексу: почему в одних случаях их приравнивают к выплатам согласно законодательным актам, а в других – нет

Для нанимателя эффективный работник - это отдохнувший и здоровый работник. Для реализации этой цели во многих организациях предусмотрено выплачивать работникам денежную помощь на оздоровление, причем, как правило, к отпуску. Рассмотрим, как в 2017 году такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль.

Выплата на оздоровление: когда наниматель платит

На этот счет трудовое законодательство, а именно ст. 182 ТК <1> , содержит следующие предписания. Организация производит работникам единовременную выплату на оздоровление к отпуску (или к части отпуска) в случаях и размерах, предусмотренных <2> :

  • законодательством , т.е. любыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь (далее - НПА);
  • коллективным договором, соглашением или иными локальными нормативными правовыми актами организации (ЛНПА) (положением о социальной политике, положением об оплате труда и т.п.);
  • трудовым договором .

Отметим, организация вправе в своих ЛНПА или в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что «оздоровительная» выплата производится работнику независимо от того, уходит он в отпуск или нет. Также помощь может оказываться в текущем году и повторно <3> .

Расходы на выплату: можно ли включить в затраты

В бухучете «оздоровительная» выплата показывается в составе прочих расходов по текущей деятельности независимо от того, установлена она законодательно или же решение оказывать помощь закреплено лишь в ЛНПА организации либо трудовых договорах с работниками <4> .

Что касается налогообложения прибыли , то здесь не все так просто. В прошлом году любые выплаты на оздоровление не учитывались в расчете налога на прибыль <5> . А вот в 2017 году порядок учета «оздоровительной» выплаты изменился. Сейчас он зависит от того, предусмотрена ли обязанность ее предоставления законодательными актами или постановлениями Совмина . Если такая обязанность установлена, то выплата включается в расчет налога в составе затрат, а если нет - не учитывается при налогообложении <6> .

Значит, нужно разобраться, что понимается под законодательными актами, ведь именно они поименованы в налоговом законодательстве помимо постановлений Совмина.

На первый взгляд здесь может показаться, что если обязанность выплаты на оздоровление установлена законодательно, то ее сумму в любом случае можно учесть в затратах. И не имеет значения, каким именно нормативным документом данная обязанность предусмотрена. Но это не так. Ведь к законодательным актам относятся Конституция, законы, декреты и указы <7> . Конституция, естественно, не содержит положений относительно выплат на оздоровление. Следовательно, в 2017 году в расчете налога на прибыль учитываются только те выплаты на оздоровление, которые предусмотрены в законах, декретах и указах и, как мы уже упомянули, в постановлениях Совмина , и только на условиях, которые установлены в этих документах <8> . Все остальные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов) оказались за бортом.

Кроме того, по разъяснениям специалистов налоговых органов <9> , для учета в налогообложении расходов на «оздоровительную» выплату нужно, чтобы в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина указывалось, кому помощь предоставляется (перечень должностей), в каком размере (пределе) и кто должен либо вправе ее предоставлять. К таким выплатам на данный момент можно отнести, например, выплаты, установленные Постановлением Совмина № 597 <10> .
Об особенностях начисления зарплаты руководителям госорганизаций см.: Книга О. Зарплата руководителей государственных коммерческих организаций // Главная книга.by. 2016. № 22.

С перечнем законодательных актов разобрались. Но, как мы уже упоминали, общий подход к выплате на оздоровление закреплен в ст. 182 ТК. И исходя из него, организация производит единовременную выплату работникам на оздоровление к отпуску в случаях, предусмотренных не только в законодательстве, но и в ее ЛНПА или в трудовых договорах с работниками. ТК - это закон Республики Беларусь <12> . А раз ТК - закон, возникает вопрос: будет ли выплата на оздоровление считаться для целей налога на прибыль установленной законодательным актом в случае, когда она предусмотрена только в ЛНПА или трудовых договорах, но производится в полном соответствии с порядком, определенным в ст. 182 ТК (единовременно при предоставлении отпуска)?

По данному вопросу специалисты налоговых органов придерживаются следующей позиции <13> . Статья 182 ТК сама по себе не обязывает прописывать в ЛНПА организации или трудовых договорах с работниками необходимость производить «оздоровительную» выплату. Такое решение принимается самостоятельно. Данная норма ТК говорит лишь о том, что если такое решение принято и закреплено в ЛНПА и (или) в трудовых договорах, то тогда организация-наниматель должна выплачивать суммы на оздоровление.

С учетом этого выплата на оздоровление, предоставляемая только на основании ЛНПА организации или трудового договора с работником (т.е. по самостоятельному решению организации), не является выплатой, установленной законодательными актами. Это относится как к выплате, которая предоставляется в полном соответствии с порядком, предусмотренным в ст. 182 ТК, так и к выплате, которая предоставляется в порядке, отличном от вышеназванного. Как следствие, ее нельзя учесть в расчете налога на прибыль <14> .

Пример 2

Ситуация 1. В соответствии с коллективным договором работникам организации при предоставлении трудового отпуска или его части предусмотрена единовременная выплата на оздоровление в размере 50% оклада. Обязанность такой выплаты для организации законодательно не установлена.

В рассматриваемом случае выплата на оздоровление производится в соответствии с порядком, указанным в ст. 182 ТК: ее случаи и размер определены коллективным договором, и она выплачивается единовременно при предоставлении работнику полного отпуска или его части. Однако в расчете налога на прибыль она не учитывается, так как обязанность ее предоставления для организации установлена только коллективным договором <15> .

Ситуация 2. Трудовыми договорами с работниками, занятыми во вредных производствах, предусмотрена выплата матпомощи на оздоровление. Законодательно установленной обязанности такой выплаты у организации нет. Выплата предоставляется несколько раз в течение календарного года и не связана с уходом работника в отпуск.

В данном случае выплата на оздоровление производится в порядке, отличном от зафиксированного в ст. 182 ТК. При этом она также не уменьшает прибыль к налогообложению, так как обязанность ее предоставления не закреплена в законах, декретах и указах, постановлениях Совмина <16> .

Для наглядности представим порядок учета «оздоровительной» выплаты в налоге на прибыль в 2017 году:

Таблица

Основание выплаты
Законодательство ЛНПА организации <*> Трудовой договор <*>
Законы <*> , указы, декреты, постановления Совмина Иные НПА (постановления Минтруда, Нацбанка и иных госорганов)
«Оздоровительная» выплата показывается в учитываемых затратах «Оздоровительная» выплата не учитывается при налогообложении

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 29-ПП "Об организации отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в городе Москве, в 2011 году и последующие годы", постановлением Правительства Москвы от 23 июля 2013 г. N 484-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культуры города Москвы" и в целях надлежащей организации отдыха и оздоровления детей города Москвы приказываю:

1. Утвердить Порядок выплаты частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц в соответствии с к настоящему приказу.

2. Управлению по развитию культурных центров совместно с Отделом пресс-службы и информации и ГАУК "МОСГОРТУР":

2.1. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента культуры города Москвы.

2.2. Довести настоящий приказ до сведения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента спорта и туризма города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы, в целях размещения указанной информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Признать утратившими силу приказы Департамента культуры города Москвы от 12 января 2016 г. N 8 "О выплате частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц в 2016 году", от 1 июля 2015 г. N 464 "О выплате частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки в 2015 году".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Департамента культуры города Москвы В.Э. Филиппова, первого заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Г.В. Лупачеву.

Порядок
выплаты частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц

1. Порядок выплаты частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц (далее - Порядок) определяет последовательность действий при реализации законными представителями детей права на получение частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки (далее - частичная компенсация).

2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 29-ПП "Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы" (далее - Постановление N 29-ПП).

3. Размер частичной компенсации определяется в соответствии с Постановлением N 29-ПП.

4. Частичная компенсация выплачивается жителям города Москвы, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" при предоставлении следующих документов:

выписка из домовой книги (не требуется в случае предоставления паспорта), подтверждающей место жительства ребенка в городе Москве;

5. Частичная компенсация выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в приемных или патронатных семьях, принявших на воспитание троих и более детей, оставшихся без попечения родителей, одному приемному родителю или патронатному воспитателю, сопровождающему на отдых и оздоровление троих детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в семью, обоим приемным родителям или патронатным воспитателям, сопровождающим на отдых и оздоровление четверых и более детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в семью, компенсируется стоимость каждой самостоятельно приобретенной путевки для ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сопровождающего лица и стоимость их проезда к месту отдыха и оздоровления и обратно при предоставлении следующих документов:

документ, удостоверяющий личность заявителя;

свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет или паспорт ребенка в возрасте старше 14 лет;

документ кредитной организации о банковских реквизитах заявителя;

документ, подтверждающий, что в семью приняты на патронатное воспитание трое и более детей, оставшихся без попечения родителей;

отчетных платежных документов, подтверждающих оплату законным представителем отдых конкретного ребенка (обратный (отрывной) талон к путевке, кассовый чек (с одновременным представлением соответствующего договора оказания услуг) или копия туристской путевки, оформленная на бланке строгой отчетности (экземпляр получателя услуги).

6. Заявление на выплату частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц подается на бумажном носителе при личном обращении в Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" (далее - ГАУК "МОСГОРТУР") ежедневно (кроме Новогодних каникул и Рождества Христова) с 8:00 до 20:00 по адресу: город Москва, переулок Огородная слобода, дом 9, строение 1, в срок не позднее двух месяцев после окончания срока действия путевки.

7. Прием, регистрация заявления, проверка сведений, указанных в заявлении, осуществляется сотрудниками ГАУК "МОСГОРТУР" в день подачи заявления с прилагаемыми к нему документами.

8. Уведомление о принятии документов для выплаты частичной компенсации выдается на бумажном носителе в ГАУК "МОСГОРТУР" в день подачи документов.

9. Рассмотрение заявлений и выплата частичной компенсации осуществляются ГАУК "МОСГОРТУР" в порядке очередности подачи заявлений, исходя из дат и времени подачи.

10. В случае выявления неточной или неполной информации при рассмотрении заявления для принятия решения по выплате частичной компенсации ГАУК "МОСГОРТУР" запрашивает у заявителя дополнительную информацию.

11. Заявление рассматривается ГАУК "МОСГОРТУР" в срок не более одного месяца со дня его регистрации с прилагаемыми документами в соответствии с , настоящего Порядка.

12. По результатам рассмотрения заявления заявителю в срок, установленный настоящего Порядка, по реквизитам, указанным в заявлении, направляется уведомление о положительном решении по выплате частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление или уведомление об отказе в выплате частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление.

13. Выплата частичной компенсации:

13.1. Для жителей города Москвы, являющихся получателями ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", производится в срок не более одного месяца с даты принятия решения о выплате частичной компенсации.

13.2. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных или патронатных семьях, принявших на воспитание троих и более детей, оставшихся без попечения родителей, одному приемному родителю или патронатному воспитателю, сопровождающему на отдых и оздоровление троих детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в семью, обоим приемным родителям или патронатным воспитателям, сопровождающим на отдых и оздоровление четверых и более детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в семью, компенсируется стоимость каждой самостоятельно приобретенной путевки для ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сопровождающего лица и стоимость их проезда к месту отдыха и оздоровления и обратно в срок не более одного месяца после принятия нормативного правового акта Правительства Москвы об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на день подачи соответствующего заявления.

14. Основаниями для отказа в приеме заявления является:

14.1. Отсутствие полного комплекта документов.

14.2. Нарушение сроков и порядка подачи заявления.

14.3. Истек срок действия основного документа, удостоверяющего личность заявителя (законного представителя).

15. Основаниями для отказа выплаты частичной компенсации являются:

15.1. Отсутствие права на получение частичной компенсации.

15.2. Наличие в отношении одного и того же ребенка в течение одного периода, определяемого со дня первого заезда в организации отдыха и оздоровления в период весенних школьных каникул текущего календарного года до последнего дня выезда последнего заезда в период зимних школьных каникул следующего календарного года, сведений о предоставлении путевки на отдых и оздоровление.

15.3. Наличие в отношении одного и того же ребенка в течение одного календарного года сведений о выплате частичной компенсации.

При этом выплата частичной компенсации учитывается за тот год, в котором начался отдых по самостоятельно приобретенной путевке.

15.4. Несоответствие представленных заявителем документов, установленным требованиям, либо представление заявителем противоречивых или недостоверных сведений, либо представление заявителем документов, утративших силу.

16. Выплата частичной компенсации завершается перечислением денежных средств на банковский счет заявителя, указанный в заявлении.

Обзор документа

Право на частичную компенсацию стоимости самостоятельно приобретенной путевки на отдых и оздоровление детей и сопровождающих их лиц имеют жители города, являющиеся получателями ежемесячного пособия на детей. Кроме того, компенсация выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в приемных или патронатных семьях, принявших на воспитание троих и более детей, одному приемному родителю или патронатному воспитателю, сопровождающему троих детей, а также обоим приемным родителям или патронатным воспитателям, сопровождающим на отдых и оздоровление четверых и более детей.

Определен перечень документов, представляемых для получения компенсации. Заявление на выплату компенсации подается в ГАУК "МОСГОРТУР" в срок не позднее двух месяцев после окончания срока действия путевки. Заявление рассматривается в срок не более одного месяца со дня его регистрации, по результатам рассмотрения направляется уведомление о принятом решении.

Основаниями для отказа выплаты компенсации являются: отсутствие права на получение компенсации; наличие в отношении одного и того же ребенка сведений о предоставлении путевки на отдых и оздоровление; наличие сведений о выплате компенсации; несоответствие представленных документов установленным требованиям.

Компенсация перечисляется на банковский счет заявителя, указанный в заявлении.

ВЫПЛАТЫ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ К ОТПУСКУ ПО ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ: ПОЧЕМУ В ОДНИХ СЛУЧАЯХ ИХ ПРИРАВНИВАЮТ К ВЫПЛАТАМ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ АКТАМ, А В ДРУГИХ - НЕТ?

Специалист ФСЗН Минтруда и соцзащиты:

На материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, не начисляют страховые взносы (п. 7 Перечня *).
__________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 11 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083) (далее - Перечень).

Под действие п. 7 Перечня подпадает материальная помощь, предусмотренная законодательными актами, в частности ст. 182 , 342 ТК ("ГБ", 2014, № 11, с. 36).

Специалист МНС:

От подоходного налога с физических лиц освобождают суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ ; далее - НК). Законодательными актами являются Конституция, законы, декреты и указы Президента, к которым относится и ТК. Таким образом, если суммы материальной помощи оказывают работникам в соответствии с вышеуказанными актами, то эти суммы освобождают от подоходного налога. А коллективный договор не относится к законодательным актам. Поэтому следует уплатить подоходный налог.

Специалист районной инспекции МНС по г. Минску:

При налогообложении прибыли не учитывают в расходах выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. материальную помощь (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).

А единовременная выплата на оздоровление предусмотрена ТК и является обязательной. Следовательно, она включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Полина Сергеевна , бухгалтер организации:

С налогообложением этих выплат полная неразбериха. В коллективном договоре записано "единовременная помощь на оздоровление к отпуску". С одной стороны, придется заплатить "соцстрах" и, возможно, подоходный налог, а с другой - разрешено отнести эти выплаты на затраты. Но относить их на затраты опасно, так как это выплаты непроизводственного характера. Так что пока я в растерянности, какой статус этим выплатам придать в коллективном договоре.

© 2020 estry.ru
Портал о беременности