Организации ведут налоговый учет в каком порядке. Организация и ведение налогового учета

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Кодекс >Финансы


Введение

Термин "налоговый учет" в словаре современного бухгалтера появился сравнительно недавно. В Налоговом кодексе РФ налоговому учету посвящены несколько статей главы 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313-333).

"Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом" (ст. 313 НК РФ). 1

Судя по приведенной цитате, понятие налогового учета тесно связано с налогом на прибыль. Однако автор не согласна с таким узким подходом к данному термину. Если внимательно прочитать Налоговый кодекс, то можно увидеть, что в каждой из его глав есть законодательное требование формировать какие-либо показатели для правильного определения налоговой базы по всем налогам. Именно такой подход реализуется в данной книге. 2

Глава 1. Налоговый учет

1.1 Что такое налоговый учет

В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно. Правила ведения такого учета закрепляют в налоговой учетной политике фирмы.

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:

"Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом".

Как видно из определения, налоговый учет необходим, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила расчета налога, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что зачастую сделать это на основании лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Обратите внимание: с 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль.

Однако это не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

Как определяют доходы и расходы фирмы;

Как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;

Какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;

Как формируют сумму резервов;

Каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Данные налогового учета подтверждают первичные документы, расчеты налоговой базы и аналитические регистры налогового учета. Обратите внимание: справка бухгалтера также является первичным документом. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. 3

1.2 Цель и задачи налогового учета

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, которые приводят к возникновению доходов или расходов или каких-либо иных показателей, характеризующих налоговую базу по любому налогу и учитываемых при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов в порядке, определенном положениями НК РФ.

Основными задачами налогового учета являются сбор полной и достоверной информации о том, в каком порядке формируются данные о величине доходов и расходов предприятия, другие показатели, которые определяют размер налоговой базы отчетного налогового периода, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности расчетов по налогам с бюджетом. 4

1.3 Экономическая сущность и целесообразность налогового учета и соотношение его с бухгалтерским учетом

В России официально налоговый учет появился с принятием главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу с 2002 г. Причем фактический налоговый учет вовсе не ограничен целями налогообложения прибыли. В учете налога на добавленную стоимость уже давно существуют свои первичные налоговые документы - счета-фактуры, и свои налоговые регистры - книги покупок и книги продаж. В главе 21 НК РФ "НДС" применяется термин "учетная политика в целях налогообложения". Этот же термин используется в главе 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" при выборе налогоплательщиком метода определения налоговой базы.

Таким образом, в главе 25 НК РФ налоговый учет лишь получил юридическое закрепление, и с ее принятием появилось официальное требование создания налоговой учетной системы на предприятии. С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 26.2 НК РФ ("Упрощенная система налогообложения"), введенная законом N 104-ФЗ от 24 июля 2002 г., где в статье 346.24 также закреплено требование ведения налогового учета. Таким образом, с 2003 г. понятие налогового учета официально вышло за пределы налога на прибыль организаций.

На данный момент времени существуют два понимания "налогового учета" - в широком и в узком смысле. Налоговый учет в узком смысле - это учет для исчисления налогооблагаемой прибыли в целях главы 25 НК РФ (а также налоговой базы для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ). При этом нормативное понятие налогового учета определено в статье 313 НК РФ и последующих статьях. 5

Налоговый учет в широком смысле - это учет в целях исчисления всех видов налогов. При этом нормативного определения он не имеет, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах.

Отметим, что сегодня сохранился только один налог, который остается полностью "бухгалтерским". Это налог на имущество, база по которому определяется на основе бухгалтерских данных, исходя из балансовой стоимости основных средств (ст. 374 НК РФ). В правилах расчета других налогов таких прямых ссылок нет, но, тем не менее, встречаются отдельные моменты, связанные с использованием бухгалтерских правил учета в целях расчета налогов. Таким образом, сохраняется необходимость ведения бухгалтерского учета не в целях составления финансовой отчетности, а в налоговых целях.

Подчеркнем, что реформа в направлении устранения зависимости расчета налогов от бухгалтерских правил формирования финансовой информации ограничилась налогом на прибыль. А в ряде случаев Налоговый кодекс напрямую ссылается на правила ведения бухгалтерского учета. Например, статья 346.12 главы 26.2 НК РФ устанавливает критерии для возможности применения упрощенной системы налогообложения, среди которых подпунктом 16 пункта 3 установлен предел остаточной стоимости амортизируемого имущества в размере 100 млн. руб. В первоначальной редакции этого подпункта использовался налоговый термин "амортизируемое имущество". Это понятие налогового учета определено в статье 256 главы 25 НК РФ. Однако законодатель решил обязать налогоплательщиков рассчитывать этот показатель не путем установления соответствующего требования в НК РФ, а косвенным путем - через бухгалтерский учет. Для этого Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ изложен в новой редакции, где вместо амортизируемого имущества для определения критерия используется "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете". 6

Для этих же целей в статью 4 Закона "О бухгалтерском учете" был добавлен пункт 3, где в последнем абзаце установлено требование ведения учета основных средств и нематериальных активов даже для тех организаций, которые от ведения остального бухгалтерского учета освобождены. Тем самым механизм реализации налогового требования был искусственно усложнен. Он стал менее внятным и прозрачным, так как вместо прямой нормы появилась многоступенчатая схема, в которую внедрена в качестве посредника смежная сфера законодательства. В результате налоговое законодательство в этом вопросе потеряло свою самодостаточность.

Подобные факты отражают системный недостаток нормативного регулирования, из-за чего потенциальные положительные эффекты от формализации налогового учета пока не могут реализоваться. Налоговый учет вводится бессистемно, непоследовательно и однобоко.

Далее отметим, что в ст. 313 НК РФ дано официальное определение налоговому учету: это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом. В этом определении уже содержится указание на то, для чего налоговый учет нужен. Однако этого законодателям показалось недостаточно, и они решили специально определить цель налогового учета. Согласно абз. 4 ст. 313 НК РФ, налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения. Если вдуматься в смысл этой фразы, то цель налогового учета - это информация о порядке этого же самого учета, т.е. в Налоговом кодексе официально закреплено, что налоговый учет является самоцелью.

К сожалению, другие нормы главы 25 НК РФ не опровергают, а только лишь подтверждают то, что налоговый учет действительно является самоцелью. Налоговый учет, не успев до конца оформиться, сразу же приобрел гипертрофированные размеры.

Вся глава 25 НК РФ построена так, что ее нормы подробнейшим образом определяют структуру хозяйственных операций. Без какой-либо видимой целесообразности правила налогового учета во многом повторяют правила бухгалтерского учета, с некоторыми изменениями и модификациями. В налоговых нормах широко используется бухгалтерская терминология, но зачастую бухгалтерским понятиям даются иные определения. В главе 25 НК РФ дается классификация доходов и расходов, приведены подробнейшие перечни расходов, при условии, что сами перечни открытые.

Особо следует отметить, что в абз. 5 ст. 313 НК РФ запрещается налоговым и иным органам устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Однако у налоговых органов есть простой способ обойти данный запрет с помощью налоговой декларации. 7

Нынешняя форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 5 мая 2008 г. N 54н, составлена так, что вполне может претендовать на то, чтобы называться обязательной системой регистров налогового учета. Сам процесс заполнения данной декларации большей частью можно назвать самым настоящим налоговым учетом. Декларация для основной категории налогоплательщиков (без учета листов для специальных целей) содержит более 400 показателей. И все это ради одного единственного показателя налога на прибыль организаций.

Таким образом, получается, что современный российский налоговый учет деформирован сразу в двух направлениях. С одной стороны, он слишком узок, а с другой излишне широк. Слишком узок он с точки зрения сферы распространения, поскольку юридически он охватывает лишь налог на прибыль организаций и единый налог по упрощенной системе налогообложения. Было бы разумно распространить его действие на налогообложение в целом с четко прописанными целями. При этом слишком широк налоговый учет с точки зрения своей структуры, он содержит в себе огромное количество требований.

Утвердив главу 25 НК РФ вместе с налоговым учетом, российский законодатель явно сделал выбор в пользу нормативного обособления налогового учета от бухгалтерского. В свою очередь обособление имеет две стороны: позитивную и негативную. Негативная сторона связана с увеличением издержек на ведение налогового учета, составление и представление налоговой отчетности. Позитивная сторона связана с освобождением бухгалтерского учета от службы налоговым целям. К сожалению, на сегодняшний день негативная сторона безусловно, преобладает.

При этом на практике никакого обособления налогового учета от бухгалтерского пока не состоялось. У налогоплательщика действительно появилась новая обязанность создать дополнительную учетную систему в целях налогообложения. Но это приводит только к росту издержек организаций, но не сопровождается освобождением самого бухгалтерского учета от фискальных функций, и не способствует повышению качества налогового администрирования.

Доля издержек на ведение различных учетов в российских компаниях заметно выше, чем в аналогичных западных, что свидетельствует об их неадекватности и об избыточности нормативных требований в отношении учетов. Многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами и доля вопросов учета в загрузке арбитражных судов свидетельствует о том, что правила налогового учета недостаточно проработаны. 8


налогового учета : - налоговый учет организаций ; - налоговый учет физических лиц. Налоговый учет ...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели ведения налогового учета. Аналитические регистры налогового учёта. Виды и ведение регистров. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Общая схема постановки налогового учета. Схема формирования регистров в налоговом учете.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ. Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом.

    реферат , добавлен 25.10.2008

    Организация налогового учета на предприятии. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Метод начисления амортизации в целях налогообложения. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Расчет налоговой базы.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2014

    Понятие и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Плательщики, объект налогообложения. Организация и уровни налогового учета при УСН. Ведение налогового учета в организации, перешедшей на УСН. Совершенствование налогового учета.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Понятие системы налогового учета как бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды. Аналитические регистры налогового учета. Основные цели осуществления налогового учета, анализ его отличий от бухгалтерского.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Цели и принципы ведения налогового учета. Ведение регистров формирования отчетных данных.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2016

  • 7.Налоговый контроль: виды, цель проведения, сущность.
  • 8. Налоговая система рф, ее структура.
  • 9. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, ответственность за налоговые правонарушения.
  • 10. Налоговая декларация, ее сущность и область применения.
  • 11. Налог на прибыль организации: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
  • 12. Доходы учитываемые при налогообложении прибыли, их классификация и порядок определения.
  • 13. Внереализационные расходы и доходы: состав и содержание.
  • 14. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, их группировка.
  • 15. Материальные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли
  • 16. Порядок учета расходов на оплату труда при определении налогооблагаемой прибыли.
  • 17. Особенности учета амортизации при исчислении налогооблагаемой прибыли.
  • 18. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
  • 19. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • 20. Порядок признания доходов и расходов методом начисления.
  • 21. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей. Перенос убытков на будущее.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения
  • 23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.
  • 25. Налоговые ставки ндс и порядок их применения.
  • 26. Освобождение от уплаты ндс. Операции, не подлежащие налогообложению.
  • 27. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс. Налоговые вычеты по ндс и условия их применения.
  • 28. Акцизы: состав подакцизных товаров, плательщики акциза, налоговый период.
  • 29. Объект налогообложения акцизами и налоговая база. Виды налоговых ставок.
  • 30. Порядок исчисления акциза, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый вычет по акцизам.
  • 31. Сроки и порядок уплаты акцизов в бюджет.
  • 32. Особенности исчисления и уплаты ндс и акцизов при ввозе товаров на территорию рф.
  • 33. Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.
  • 34. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: виды и порядок их получения.
  • 35. Исчисление налога с дохода, получаемого в виде материальной выгоды.
  • 36. Налоговые ставки и порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
  • 37. Единый социальный налог: плательщики налога, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период.
  • 38. Ставки есн для организаций - работодателей. Льготы по есн.
  • 39. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 40. Водный налог.
  • 41. Государственная пошлина.
  • 42. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • 43. Налог на игорный бизнес
  • 44. Транспортный налог: плательщики, объект налогообложения, принцип исчисления, порядок уплаты.
  • 45. Налог на имущество организаций.
  • 46. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  • 47. Упрощенная система налогообложения.
  • 48. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 49. Налогообложение имущества физических лиц.
  • 50. Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, налоговая база порядок ее расчета.
  • 22. Организация налогового учета, способы его ведения

    Порядок ведения налогового учета в каждом конкретном случае во многом определяется способом организации самого процесса налогового учета. Можно выделить два основных варианта ведения учета: 1) налоговый и бухгалтерский учет ведутся в рамках одного подразделения (бухгалтерской службы); 2) налоговый и бухгалтерский учет ведутся параллельно (практически независимо) различными службами. Первый вариант ведения налогового учета предполагает максимальное использование для целей исчисления налоговой базы данных бухгалтерского учета. Ведение отдельных регистров налогового учета в этом случае необходимо только там, где налоговым законодательством предусмотрены иные, по сравнению с бухгалтерским законодательством, правила учета доходов, расходов и финансовых результатов. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера). Этот вариант ведения налогового учета могут себе позволить только крупные предприятия, поскольку организация обособленного подразделения для ведения налогового учета требует существенных финансовых вложений. Ведение налогового учета в этом случае осуществляется с использованием средств вычислительной техники на базе специально созданного для целей ведения налогового учета программного обеспечения.

    23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.

    Налог не добавленную стоимость - многоступенчатый косвенныйналог , которымоблагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

    Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

    передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

    Плательщиками налога являются:

    организации

    индивидуальные предприниматели

    лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

    В рамках налогового периода (календарный месяц) для расчета налогового обязательства применяются три вида ставок: ноль процентов, 10 и 20 %.

    24. Порядок определения места реализации товаров, работ, услуг.

    Одновременно Кодексом введено определение места реализации товаров и услуг. Таковым признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

      товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется

      товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ

    Место реализации – ключевое понятие, используемое при исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров только на территории России. На этом принципе базируется система косвенного налогообложения, т.е. товары должны облагаться налогом в месте их потребления.

    Поэтому местом реализации услуг по передаче неисключительного права на использование товарного знака, оказываемых иностранной организацией, осуществляющей деятельность за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, при приобретении у иностранного лица таких прав налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не уплачивается.

    © 2020 estry.ru
    Портал о беременности