Логопедические занятия для детей 2 лет. Лексическая тема: «Транспорт». Лексическая тема: «Человек- части тела»

У всех вызывает улыбку, когда маленькие дети забавно коверкают слова, общаясь с окружающими. Но бывают ситуации, когда неправильное произношение продолжает наблюдаться у ребенка и дальше. Тогда уже возникает не улыбка, а проблема, которая требует немедленного решения. Верно поставить звуки помогут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука. Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.


Почему прибегать к артикуляционной гимнастике так важно? Это объясняется несколькими причинами:

  • Тренировки позволяют деткам научиться говорить правильно и четко без помощи логопеда. Главное, чтобы родители вовремя заметили отклонения в речи и начали проводить со своими детьми гимнастику. После 3 лет решить проблему без специалиста вряд ли удастся.
  • Благодаря упражнениям ребенок, имеющий серьезные речевые нарушения, имеет возможность быстрее справиться с ними, когда с ним будет работать логопед. Ведь мышечные ткани его речевого аппарата уже будут подготовленные, что значительно облегчить постановку звуков.
  • Артикуляционная гимнастика для детей 2 — 3 лет отлично помогает и тем, кто вроде бы правильно воспроизводить слова, но говорит их так, как будто у него «каша во рту».
  • Не стоит забывать о том, если ребенок будет четко произносить слова, то ему будет намного легче учиться писать.


Артикуляционные упражнения дадут положительный результат, если при их проведении соблюдать некоторые правила. Итак, специалисты рекомендуют следующее:

  • Все занятия сначала проводятся медленно с применением зеркала, чтобы ребенок мог видеть, как располагаются органы во время воспроизведения того или иного звука.
  • Во время упражнения нелишним будет, если родители станут задавать своему чаду наводящие вопросы относительно положения речевых органов. К примеру, где находится язык сейчас? А что делают губки?
  • Со временем скорость выполнения упражнений разрешается увеличивать. Но при этом необходимо обязательно следить за тем, чтобы каждое действие было сделано верно и плавно. В противном случае добиться эффективности тренировок не получится.
  • Желательно проводить гимнастику дважды в день, в утреннее и вечернее время. Самая оптимальная продолжительность занятий составляет 5-7 минут исходя из того, какой возраст у ребенка и насколько он усидчив.
  • С возрастом требования к выполнению упражнений повышаются. Ребенок в 2-3 года еще совсем маленький и ждать от него высокоточного и быстрого выполнения не стоит. Но важно, чтобы он усвоил правильность и плавность движений.

Артикуляционная гимнастика для детей 3 и 2 лет способна натренировать органы речевого аппарата у детей, но если имеются серьезные отклонения в речи, то заменить помощь логопеда она не может. Однако, она прекрасно подготовит мышечные ткани органов к работе со специалистом.

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.


Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

  • «Забор». Для выполнения необходимо широко открыть рот в улыбке так, чтобы видны были сомкнутые челюсти. Зафиксировать такое положение рта на 5 секунд.
  • «Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд.
  • «Горка». В этом упражнении следует широко открыть ротик в улыбке, кончиком языка упереться в зубы снизу, широкую часть органа поднять вверх. Таким образом, получается что-то в виде горы. При этом язык должен быть твердым. В таком состоянии нужно удерживать органы до 5 секунд.
  • «Чистка зубок». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо широко открыть рот, продемонстрировав свои зубы. Потом кончиком языка начать как бы чистить их с внутренней стороны, проделывая движения в стороны. Во время занятия нижняя челюсть должна находиться в неподвижном состоянии, а губы должны расходиться в улыбке. Достаточно сделать 6-7 таких движений.

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

  • «Блин». Расположить широкий кончик языка на нижней губе и проговаривать слог «пя» несколько раз. При этом нужно следить, чтобы он не двигался, а рот был открыт лишь немного. Затем следует зафиксировать язык на губе на несколько секунд.
  • «Варенье». В этом занятии следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу не в стороны, снизу вверх. В процессе выполнения нижняя челюсть должна быть видна.
  • «Индюшонок». Тут необходимо немного открыть рот и делать быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад. При этом нужно произносить звук, похожий на «бл-бл-бл».
  • «Чашка». Для выполнения нужно широко открыть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Показать язычок и сформировать из него чашечку, для этого нужно представить, что вам в язык нальют воду и нужно ее не пролить. В таком состоянии следует удерживать несколько секунд.

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

  • «Гриб». Данное занятие выполняется таким образом: необходимо немного открыть ротик, продемонстрировав свои челюсти. Приложить широкий плоский язычок к небу и держать так несколько секунд. Получается, что сам речевой орган является шляпкой гриба, а его связка, расположенная под ним – это ножка грибка.
  • «Гармошка». Здесь следует сделать такое же положение, как в предыдущем занятии, только нужно растягивать связку, широко открывая и закрывая ротик.
  • «Маляр». Для выполнения данного упражнения нужно широко открыть рот в улыбке, показать свои зубки. А дальше кончиком языка водить по небу вперед и назад, как будто красишь его. При проделывании гимнастики язык не должен выходить за пределы челюстей, отрываться от неба и двигаться в стороны.

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.


Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.


Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.
  • Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.
  • Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».
  • Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
  • Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.
  • Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.
  • Следует широко открывать и закрывать ротик.

На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 2-3 лет, которые совершенно не разговаривают. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

Предусматривает:

  • Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
  • Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
  • Различение картинок животных, птиц и их детенышей,
  • Понимание действий и признаков предметов;
  • Различение цвета, формы и величины предметов;
  • Выделение одной игрушки из нескольких;
  • Развитие конструктивного праксиса;
  • Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
  • Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

Занятие № 1.

Лексическая тема «Семья».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

«Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).

Папа, мамочка и я — вместе дружная семья.
Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы).
Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о).
Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать).
Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Рассматривание сюжетной картинки «Семья».

Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? (мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).

«Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.

Занятие № 2.

Лексическая тема: «Домашние животные».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Все пальцы « скачут» по столу:

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения.

Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы).

Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами).

Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь.

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».

Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

В деревне живут разные домашние животные: лошадь,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей.

Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».

Занятие № 3.

Лексическая тема: «Дикие животные».

1.​ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

Побывали мы в лесу, повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд).

Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед).

Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами).

А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

«Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Кто как играет?»

Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.

Занятие № 4.

Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Огород»

Приглашаем народ (сделать руками жест к себе),
Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой),
Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу),
Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала),
Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга),
Прямо в рот хотят.
Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка).
Ни густа, ни редка.
Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

Вот репка (изобразить сердечко руками).
Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот).
Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та).
Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот).
Очень вкусно (почмокать губами).
Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»).
Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.

Занятие № 5.

Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Вышел зайчик погулять»

Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).
Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки),
Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»).
Пиф-паф, ой-ой-ой.
Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).

2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

Были мы в лесу.
Видели за елкой пробегали волки.
Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором).
А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами).
Под сосной дремал медведь.
Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед).
Услыхал его зайчишка.
Задрожал в кустах трусишка.
Он сидит и еле дышит,
Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»

6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).

7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.

8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Помоги зверюшкам попасть в теремок».

Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.(большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.

Занятие № 6.

Лексическая тема: «Игрушки».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Заводная машинка»

Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль).
Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов).
Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек),
Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу).
Би-би-би!

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Игрушки»

Таня с куклою играет.
Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»).
Буратино улыбается,
Даже если удивляется.
А улыбка до ушей,
Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться).
Вот воздушные шары.
Шары большие, надувные.
Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд).
Стала Танечка играть,
Куклам шарики кидать.
Буратино шар поймал,
Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!»
Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь).
Посадила Таня Буратино на лошадку.
Начал быстро он скакать,
Его лошадь не догнать (цокать языком).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции: покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Колокольчики»

Большой колокольчик поет вот так: дон-дон,
Маленький: динь-динь,
Средний: динь-дон.
Угадай, кто поет (перечислить).

Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров).

Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).

Занятие № 7.

Лексическая тема: «Транспорт».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай.
О них ты на улице не забывай.
В морях корабли, ледоколы, суда.
Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной «улице»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Какой бывает транспорт»

Посмотрите: самолет отправляется в полет.
Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л).
Ну а это парашют.
Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на носу).
По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель).
По железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его).
Путь проделали большой и приехали домой.

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам — транспортные средства).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Учить называть транспортные средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Транспорт»

Давай послушаем звуки разных машин:
У-у-у — самолет,
Би-би — машина,
Ту-ту — поезд.
Что ты услышал?
Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «Транспорт»).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ:

Рисование гаража (домик — квадрат, крыша — треугольник).

Занятие № 8.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Петушок»

Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.)
Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»).
Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга),
Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«На птичьем дворе»

Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Отгадывание загадок.

Он носом в землю постучит.
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный.
Крикун неугомонный. (петух).

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица)

Закричу я га-га-га,
Налечу я на врага.
А когда я обозлюсь.
Больно за ноги щиплюсь (гусь).

По водичке плавает,
Громко крякает (утка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Домашние птицы»

Угадай, кто кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем дворе».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Голодные цыплята».

Логопед: Нужно накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».

Занятие № 9.

Лексическая тема: «Человек- части тела».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Рисуем человечка»

Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать),
Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги),
Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал),
Получился человечек.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на санках).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Водичка- водичка»

Водичка-водичка,
Умой мое личико (потереть лицо ладонями),
Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),
Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),
Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)
И кусался зубок (пощелкать зубами).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Давай умоемся»: уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди спят». Ответы ребенка на вопросы логопеда: Кто это? Что делают люди? Какие люди спят?

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): логопед показывает 2-3 картинки из общей стопки, затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок должен показать те картинки, которые ему были предъявлены вначале (изображения людей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.

Занятие № 10.

Лексическая тема: «Овощи».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Пирожки»

Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой),
Мышонку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка),
Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а остальные сжать в кулачок),
Котенку с капустой (указательный палец и мизинец отставить, остальные плотно соединить).
Ешьте, будет вкусно.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

Игра «Сдуй лишние овощи» (бумажное пособие «Зайчик с морковкой» + на ниточках — лук, помидор).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Сладко и горько»

Как зайчишка, ловко погрызем морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами).
А того, чьи зубки крепки,
Угостим мы спелой репкой (надуть щеки),
Выросла у нас на грядке
Круглая да сладкая (улыбнуться).
Можно губки облизать (облизать губы).
И спасибо всем сказать.
А бывают овощи горькие.
Это лук и чеснок (поморщиться).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Чего не стало?» (резиновые игрушки овощей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме, величине).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по трафарету.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.

В ситуации, когда у малыша 2-2,5 лет отсутствует активная речь, перед педагогами и родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают развитие речи ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже», или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, но не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 2-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога, провести ряд медицинских обследований, и при необходимости организовать занятия с ребенком. Наблюдения специалистов, данные медицинских исследований, а также динамика развития ребенка в ходе специальных занятий позволяют уточнить характер нарушения, возможные причины возникновения, степень его сложности.

В раннем возрасте нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз нарушения речи (общее недоразвитие речи или задержка речевого развития).

При этом часть детей, имевших сходные речевые нарушения в раннем и дошкольном возрасте, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказываются не способны полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о ЗРР (задержке речевого развития ), во втором случае - об ОНР (общем недоразвитии речи ).

В ходе проведения специальных логопедических занятий с детьми раннего возраста, со стороны родителей обычно встает вопрос прогноза развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить такой прогноз? Дело в том, что в раннем и дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково. Поэтому предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

Данная статья описывает начальный этап логопедической работы - систему занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной речи. Эти занятия и игры проводились автором статьи в ходе логопедической работе с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и дали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Описанные ниже игры следует проводить индивидуально, или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста - непроизвольность поведения, кратковременность внимания, несформированность общения со сверстниками и др. - рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже знакомый детям материал, использовать новые знания детей в ходе общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия - накопление пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Приводим словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам.

ГРУППЫ СЛОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.

1. Предметный словарь.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

2. Глагольный словарь.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.

3. Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Работа по расширению у неговорящих малышей 2-3 лет пассивного словаря ведется как логопедом, так и близкими ребенка. Поэтому, логопед не только занимается с ребенком, но и ведет работу с родителями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Основной задачей работы с родителями является объяснение того, как следует вести себя по отношению к ребенку, как создать для него насыщенную речевую среду в случае, когда имеет место нарушение речи. Логопед должен объяснить родителям или другим близким ребенка, что развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует принять новый подход к воспитанию ребенка дома.

1. Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. Теперь давай умоем личико - вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки - вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал - и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т.д.

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т.д.

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка - все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения), и пассивного словаря - те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять задания логопеда. Сюда входит приобретение необходимых развивающих игрушек, пособий, книжек; подготовка фотографий из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях; закрепление пройденного на занятиях материала и т.д.

Работа с ребёнком.

Работа логопеда с ребенком включаем в себя систему специальных занятий. Если родители развивают понимание речи малыша в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, то логопед расширяют пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы. Вот описание некоторых игр.

1.ПРЯТКИ.

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Материалы: игрушки - мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.
Ход игры:
Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты - на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки).
В дальнейшем можно использовать разнообразные знакомые детям предметы.

2.У КОГО КАРТИНКА?

Цель:
Материалы:
Ход игры:
Перед началом игры выберете тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.
Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка - пусть поднимет руку. Цветочек. Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветочек. Следующее слово - птичка. У кого птичка? Никто не поднимает руку… Где же птичка? Кто найдет птичку? Вот птичка, у Димы! Дима, подними руку. И т.д.
В этой игре можно менять темы, используя различные слова и обозначающие их картинки в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3.ПОКАЖИ КАРТИНКУ!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Материалы: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.
Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. И т.д.
В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из розных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок.

4.ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ - ПОКАЖИ ОТГАДКУ!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать предметы по их назначению; развитие мышления детей.
Материалы: предметные картинки по разным темам.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка.
А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка - «ложка»). Покажите, что катится (картинка - «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка - «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка «шапка») Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки - «яблоко», «конфетка», «сыр») И т.д.
Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

5.ВЕСЁЛЫЕ ЗАГАДКИ!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать игрушки и предметы по описанию.
Материалы: различные игрушки и предметы.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка.
А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т.д.

6.ВЫПОЛНЯЙТЕ КОМАНДЫ!

Цель:
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей.
Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите. Стойте. Поднимите руки вверх. Опустите руки. Садитесь. Встаньте. Прыгайте. Бегите. Похлопайте. Потопайте. Поставьте руки на пояс. И т.д.
В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением детьми движений и исправляет ошибки.

7.ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕК?

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Материалы: набор картинок, изображающих различные действия по количеству детей.
Ход игры:
Перед началом игры раздайте детям по одной картинке.
Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка - пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает. И т.д.
Если малыши затрудняются с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.
Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? И т.п.

8.КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ)

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Материалы: для проведения этой игры необходимо попросить родителей сделать фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь).
Ход игры:
Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные.
Разложите фотографии перед ребенком.
Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д.
В дальнейшем можно проводить такую игру в группе. Для этого следует использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось на фотографиях дважды.
Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает. И т.д.
Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь). Эта работа проводится индивидуально.
Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

9.МНОГО ИЛИ МАЛО?

Цель: научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.
Материалы: в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров - кубики, палочки, мячики и т.п.
Ход игры:
При формировании понятий «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой, или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой мало.
Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков а тут мало кубиков Покажите, где мало кубиков. Как вы покажите, что кубиков мало? А где много кубиков? Как вы покажите, что кубиков много? (логопед побуждает детей показать жест) А вот один кубик. (логопед показывает соответствующий жест) Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один. (логопед побуждает детей показать жест)
Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

10.ГДЕ МНОГО, А ГДЕ МАЛО?

Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных.
Материалы: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).
Ход игры:
Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? И т.д.

11.БОЛЬШОЙ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ?

Цель: научить детей соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.
Материалы: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.
Ход игры:
При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» - приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Для этого логопед постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
Покажите детям большой и маленький мячики.
Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед показывает соответствующий жест), а этот мячик маленький (логопед показывает соответствующий жест). Какой этот мячик - покажите. (логопед побуждает детей показать жест)Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! (логопед побуждает детей показать жест)
Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

12.ГДЕ ЧТО ЛЕЖИТ?

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.
Материалы: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры:
Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом - несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении.
Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите детям действовать по инструкции.
Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. И т.д.
Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.
Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик - спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т.д.
Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

Литература

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М.: Просвещение, 1990.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Бук-мастер, 1993.
  • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - С.-Петербург: Союз, 1998.

источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5, 2004

© 2020 estry.ru
Портал о беременности