Игры для полтора годовалых детей. Обучающие игры для малышей — от года до двух лет

Когда малышу чуть больше года, он еще не научился ждать или сосредотачиваться надолго на какой-то игре. Решив поиграть с малышом, постарайтесь, чтобы все для игр было готово. А если вам нужно развлекать малыша достаточно долго, имейте в виду, что вряд ли он будет играть в одну игру больше чем пятнадцать минут, поэтому будьте готовы к разнообразным играм.

Возраст 12 - 15 месяцев

Игра, развивающая представление о цвете

Первый шаг к умению определять цвета - это подбор предметов по цвету.

Сядьте на пол вместе с ребенком и катайте игрушечную машинку взад - вперед. Выберите красную или голубую машину.

После того как Вы и Ваш малыш поиграете с этой машиной некоторое время, возьмите машину другого цвета и поиграйте с ней.

Теперь возьмите два листа бумаги тех же цветов, что и машины. Расстелите листы бумаги на полу и на каждый из них поставьте машину соответствующего цвета.

Уберите машины с бумаги и попросите ребенка поставить машины на листы бумаги соответствующего цвета. Играя в эту игру, обязательно называйте каждый из выбранных Вами цветов.

Систематическая игра в цвета разовьет у ребенка навык находить соответствующий цвет.

Игра с коробками

Занятие с коробками и коробочками может доставить вашему ребенку многочасовое удовольствие.

Соберите вместе несколько маленьких игрушек и пластмассовых коробок

Дайте ребенку большую коробку. Пусть он кидает в нее и вынимает их оттуда.

Из крышки коробки вырежьте разные геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники). Дайте ребенку эти фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки.

Дайте ребенку несколько коробок разного размера и помогите ему поставить их одну на другую. Вскоре он поймет, чтосамую большую коробку нужно класть вниз. Эти же коробки можно использовать для скворечников.

Забава на свежем воздухе

Выйдите с ребенком из дома, и пусть он откроет для себя массу удивительных вещей:

Почувствует, как ветерок шевелит волосы.

Ощутит капли дождя на лице.

Узнает аромат цветка.

Проследит за полетом бабочки.

Возьмет в руки червяка.

Полежит на траве и посмотрит на облака.

Пройдется босыми ножками по влажной земле.

Можно сделать и еще больше:

Послушать шорох осенних листьев под ногами.

Попрыгать в куче опавших листьев.

Полюбоваться растениями и понаблюдать за их ростом.

Отведать свежих фруктов и овощей из сада.

Ощутить вкус снежинки на губах.

Прикрепи прищепку

Снимите крышку с большой банки или какой-нибудь другой подобной емкости, у которой отсутствуют острые или зазубренные края.

Покажите ребенку, как прикрепить прищепку на край банки.

Дайте ему несколько прищепок для этого упражнения, а потом покажите, как бросать прищепки в банку.

Детишки бывают очарованы этой игрой, которая превосходно развивает согласованность действий глаз и рук.

Веселые и печальные куколки

Найдите две деревянные ложки. На одной из них нарисуйте веселую физиономию, а на другой - печальную. Используйте для этого фломастеры.

Воспринимайте с восторгом любые звуки, которые он произнесет.

Игра - знакомство со своим телом

Играйте в эту игру, когда ваш подрастающий начнет называть части своего тела.

Дотроньтесь до своих ушей и скажите ребенку: "Я трогаю свои уши. А ты можешь дотронуться до своих ушей?"

Если он не сразу поймет вас, выждите некоторое время и повторите вопрос. Если же он быстро сделает то, что вы просите, используйте слова, которые он обычно не слышит, такие, как "локти", "подбородок", "лодыжки", "спина" и т.п., добиваясь при этом, чтобы он также произносил их.

Сядьте на пол с ребенком.

Положите один кубик и скажите: "Я кладу один кубик на пол".

Добавьте к нему еще кубик и скажите: "Я кладу два кубика на пол".

Проделайте то же самое с третьим кубиком.

Развалите башенку из кубиков. Пускай построит ее снова; если нужно, помогите ему.

По мере того, как координация движений ребенка будет возрастать, высота башни станет больше.

Самодельная головоломка

Дайте ребенку большой лист ватмана или какой-нибудь другой плотной бумаги.

Дайте ему карандаш, чтобы он мог рисовать на этой бумаге.

Покройте рисунок прозрачной пленкой.

Разрежьте лист на две или три части в зависимости от развития вашего ребенка.

Дайте малышу самодельную головоломку и помогите ему правильно сложить куски рисунка.

Сделайте "головоломки" из бутербродов и кусочков сыра.

Забава с бобами в мешочках

Такие мешочки представляют собой превосходные для малышей. Они мягкие, безопасны и побуждают к творческой активности.

Подумайте о том, что можно сделать с этими мешочками при игре с вашим ребенком:

Бросайте их.

Собирайте в кучу.

Кладите их себе на голову.

Кладите их себе на спину.

Кладите их на живот.

Лежа на спине с поднятыми ногами, балансируйте мешочками, положенными на каждую из ступней.

Бросайте их в какую-нибудь коробку и т.п.

Воображаемый дом

Соорудите игрушечный дом или тент для своего ребенка. Покройте простыней небольшой столик либо спинки двух или большего числа ьев, чтобы получился простой навес.

Раз, два, три, четыре, пять -

Пришли белки поиграть.

("Выпрыгивают" пять пальцев.)

Одна куда-то подевалась -

(Спрячьте руку за спину.)

Четыре белочки осталось.

("Выпрыгивают" четыре пальца.)

А теперь скорей смотри -

(Спрячьте руку за спину.)

Их уже осталось три.

("Выпрыгивают" три пальца.)

Ну и ну, какая жалость -

(Спрячьте руку за спину.)

Только две у нас осталось.

("Выпрыгивают" два пальца.)

Эта новость так грустна -

(Спрячьте руку за спину.)

Осталось белочка одна.

("Выпрыгивает" одни палец.)

Затем скажите:

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки вздремнуть, поискать еду и т.п.

Понятие о двух и паре

Помогите ребенку осмыслить это, указывая ему на множество парных предметов:

два ботинка,

два носка,

две руки,

две стопы,

В беседе с ребенком используйте слово "два" везде, где только можно: "Посмотри на эти два цветка".

Давайте ребенку по две вещи: "Вот две ложки" или "Вот две ".

В сумке

Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет.

Возьмите большую сумку для покупок.

Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку.

Каждый раз называйте лишь один предмет, который будет по вашей просьбе класть в сумку. Всякий раз говорите ему "спасибо".

Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он сможет достать и принести вам: любимую игрушку, ложку, одеяло, полотенце, зубную щетку.

Которая из них?

Сядьте на пол вместе с ребенком.

Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов и т.п.) На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку.

Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка.

Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находится игрушка.

Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также, что под остальными банками ничего не спрятано.

Играйте с ребенком и подсказывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.

Прыгаем через книгу

Положите на пол небольшую книгу.

Покажите ребенку, как прыгнуть через нее.

Напевайте на любой мотив, который покажется вам подходящим:

Через книгу, через книгу

Прыгнул я, ура, ура!

Через книгу, через книгу,

Прыгнул я, ура, ура!

Возьмите малыша за ручки и снова пойте эту песенку. Дойдя до слов двух последних строчек, поднимите его и пронесите над книгой. "Я" можно заменять именем ребенка.

Повторяйте игру вновь и вновь. Когда малыш научится прыгать через книгу самостоятельно, замените ее более крупным предметом.

Можно также учить ребенка подпрыгивать на одной ножке, изображать полет, делать плавательные движения, ходить задом наперед и т.п.

Прогулки по очертаниям фигур

Возьмите широкую плотную ленту (тесьму) и с ее помощью изобразите на полу круги, квадраты, треугольники и зигзаги.

Покажите ребенку, как идти по ленте. Начните с круга.

Возьмите малыша за руку, идите вместе с ним и пойте на любой мотив, который вам больше нравится, что-нибудь вроде:

Мы идем по кругу,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Теперь переходите к другой фигуре и снова пойте:

По квадрату мы идем,

Тра-ля-ля.

Когда вы обойдете все фигуры, идите по ним задом наперед, или боком, или на цыпочках. Прыгайте на них, перепрыгивайте их, ползайте, маршируйте по ним.

13-18 месяцев

Часть 1

Как развивать органы чувств ребёнка и его движения

Учимся слушать и слышать

1. Найдите или склейте из картона или плотной бумаги трубку длиной 15-20 сантиметров и диаметром 4-5 сантиметров. С одного конца заклейте трубку картонным или бумажным же кружком.

Возьмите мелкие вещицы, которые можно легко опустить в трубку: пуговицы, бусины, монетки; пригодятся и фасолины, и горошины. Бросая все это в трубку, обратите внимание малыша на то, что звуки получаются разные - пусть прислушается.

Позвольте и ему самому что-нибудь бросить в трубку. (Осторожно! Как бы он не потащил пуговицу в рот!) Кстати, это хорошее упражнение для координации движений руки и глаза.

Постучите трубкой по столу, по подушке, по руке. Слышишь, звучит вот так? А теперь - совсем по-другому.

Если сделать несколько трубок разного размера, можно легко убедиться, что зву-ки в них будут разные.

2. Поговорите с ребенком через полую трубку (естественно, открытую с двух концов); можно просто свернуть трубочкой лист бумаги, газету, журнал. Теперь он тоже скажет что-нибудь вам в ответ. Какие разные у нас голоса!

3. На прогулке вам вряд ли попадется грот. Но вот на земле лежит широкая бетонная труба; если можно без опаски залезть в нее, можно услышать хорошее эхо. Поиграйте голосами и звуками!

4. Небольшие круглые коробочки наполните вещицами, которые издавали бы, если коробочки потрясти, разные звуки. Сначала малыш, подражая вам, научится просто размахивать коробочкой, зажав ее в ладошку. Постепенно с вашей помощью он начнет улавливать различие в звучании двух коробочек.

Двигаемся под музыку

1. Звучит живая, веселая музыка. Покажите малышу, как вы под нее двигаетесь: покачивайтесь из стороны в сторону, разводите и сводите руки, делайте мелкие шажки. Пригласите его присоединиться к вам; при этом держите его за руки - так он лучше почувствует движение.

А теперь дайте ему подвигаться на свой лад - и подражайте тем движениям, которые он делает.

2. А теперь - спокойная, медленная музыка. Покружитесь неспешно, поводя руками.

3. Пусть малыш слышит знакомую музыку, когда он один. Он будет вспоминать и повторять ваши движения и экспериментировать с собственными.

Когда в доме соберутся несколько детей, поставьте их в пары, покажите, как держаться за руки и вместе танцевать.

Попросите членов семьи выбрать каждого "свою музыку" и танцевать с ребенком по-своему. Папе больше нравится, скажем, танцевать с малышом, сидящим у него на плечах; его могут привлекать более энергичные движения.

4. Вспомните, что есть ударные инструменты, такие, как тамбурин или барабан. Они помогут вам развить у ребенка чувство ритма. Вместе с тем они позволяют и вам, и малышу ярко выразить свои чувства.

5. Музыка есть и в стихах. Читая малышу, сопровождайте их движениями, которые соответствовали бы той или иной фразе. А может ли сам начать такое движение? Выдумывайте новые движения с тем, чтобы их повторял. А вы повторяйте движения ребенка.

На ощупь

1. Дома или на улице знакомьте ребенка с материалами, имеющими различную поверхность: гладкую, шероховатую, мягкую, шершавую. Пусть он пощупает половичок, обивку мебели, гладкий стол, шероховатую кору дерева. Где бы вы ни были, выискивайте новые материалы, которые он мог бы пощупать. Предложите малышу найти два материала с одинаковой поверхностью.

2. Оберните одну ручку ребенка, скажем, махровым полотенцем, другую - гладкой простынкой. Посмейтесь вместе с ним, если ему будет смешно.

3. Обтяните несколько жестяных банок разными материалами: искусственным мехом, бархатом, сатином. Можно поступить так же с полиэтиленовыми кубиками. Ребенок сможет обхватывать их, поглаживать, сжимать, ставить друг на друга, а потом сбивать получившуюся башню. Говорите с ним о том, каковы эти на ощупь.

4. Положите в мешочек разные мелочи; видеть их малыш не может, только ощупывать. Помогите ему передать ощущение щекочущих перышек, мягкой фланели, пушистого меха, грубой наждачной бумаги (царапается!) или кусочка коры.

5. Поиграть можно и со скользким или вязким: вылейте на поднос несколько ложек кефира, выдавите из тюбика немного зубной пасты. Для разнообразия впечатлений добавьте песок, кукурузные хлопья или рисовые зерна. Скорее всего, малыш перемажется, но ему будет весело, а вы не станете сердиться. Если склонен все тащить в рот, придется использовать только съедобное.

Узнаём по запаху

1. Возьмите баночки и флаконы с различным содержимым - это может быть ванилин или духи, шампунь или любое другое безопасное вещество с сильным запахом. Пусть откроет то, что вы дадите, поднесет к носу и понюхает. Поговорите с ним о запахах: о тех, которые ему нравятся, и о тех, которые не нравятся. Возможно, вам придется показать ему, как надо нюхать, чтобы он попробовал это повторить.

2. В одинаковые баночки из-под детского питания положите что-нибудь пахучее: в одну - лепестки шиповника, в другую - хвою (слегка раздавите ее), в третью - полынь, в четвертую - молотый кофе... Пусть он все это понюхает, а потом устройте игру: малыш, закрыв глаза, нюхает две разные баночки и отвечает вам, одинаково они пахнут или нет.

3. Пусть он видит, как вы нюхаете его только что вымытые душистым шампунем волосы, или промокшие под дождем вещи, которые вы принесли с улицы. Описывая запахи, которые вы находите приятными, делайте это слегка преувеличенно. Хорошо бы и малыш как-то высказался на этот счет.

4. Дайте ребенку понюхать продукты, которые есть у вас на кухне: лук и чеснок, корицу и уксус, яблоки и лимоны. Многие приятные воспоминания связаны у взрослого человека с запахами, которые он ощутил в раннем детстве.

Как развивать восприятие малыша и учить его точным движениям

Предметы перемещаются

1. Дайте ребенку прозрачную бутылку и покажите, как опустить в нее, например, маленькую игрушку. Горлышко должно быть настолько мало, чтобы , если он захочет достать игрушку, не мог просунуть внутрь руку. Покажите ему, что надо перевернуть бутылку, и игрушка сама вывалится. Пусть он попробует сам проделать это. Если необходимо, покажите все еще раз, направляйте его руку. В бутылку стоит опускать то, что ребенку хотелось бы достать.

2. А теперь непрозрачный сосуд. Загляните в него, скажите: "Посмотри-ка, что я вижу!" и дайте заглянуть внутрь и ребенку. Пусть попробует достать то, что там лежит. Берите емкости разного объема (пластиковые флаконы из-под шампуня, пустые пузырьки от лекарств) и кладите в них различные предметы и вещества, которые пытался бы извлечь (изюм, песок, камешки, пуговицы). Дайте ребенку самому опускать предметы в емкость, потом выуживать их оттуда.

3. Когда вы купаете малыша, дайте ему возможность выливать воду из какой-нибудь емкости в ванночку.

4. Что будет, если с одной высоты уронить на пол мяч и воздушный шар? Ребенку будет интересно наблюдать за быстрым и медленным движением предметов, имеющих одинаковую форму. Превратите это в игру: угадай, какой из предметов упадет первым?

5. Познакомьте своего малыша с заводными игрушками. Покажите и объясните, что вы делаете и что происходит с игрушкой: "Я завожу зайчика. Теперь зайчик прыгает. Ну, зайчик, прыгай!" Сначала следит за вашими действиями и движениями . Потом пусть попробует сам завести игрушку.

Один за другим

1. Поставьте перед ребенком пластиковое ведерко (миску, коробку). Рядом положите пригоршню мелких предметов. Скажите: "Положи их все туда. Сначала один, потом другой и еще один". Так он познакомится со словами "все" и "другой", хотя еще не будет их понимать. Покажите ему, как положить внутрь все предметы, как их оттуда достать и снова положить внутрь, придерживаясь принципа - по одному. Постарайтесь превратить это занятие в игру; можно, скажем, опускать предметы с разной высоты.

2. В прозрачную пластиковую емкость (используйте пластиковые бутылки из-под сока, воды, банки из-под кофе, вырезав в них небольшое отверстие) малыш опускает один за другим ярко окрашенные мелкие предметы (детали пластмассовых ов, бусинки, фишки от детских игр, прищепки для белья, игрушечных животных). Пусть он потрясет эту емкость, чтобы послушать, какие звуки издают разные предметы и как они колотятся о стенки.

3. А длинные предметы (ложка, бусы, нанизанные на нитку, карандаш) нужно научиться опускать в бутылки с узким горлышком.

4. Видоизменяйте задание, беря две емкости, чтобы поочередно клал имеющиеся предметы то в одну, то в другую. Покажите, как это сделать. Поясняйте: "Вот у нас два кувшина, которые надо наполнить. Можно положить несколько предметов в один, а несколько - в другой". Пока не следует ставить задачу, чтобы различал предметы или их систематизировал.

5. Указанные выше задания помогают ребенку научиться класть предметы точно в конкретное место. Когда ваш научится выполнять некоторые, если не все из этих заданий, он будет готов к тому, чтобы начать класть предметы в определенные места. Начните с очень простой доски с одной вырезанной формой - кругом. Сделайте такую доску сами из гофрированного картона и покажите ребенку, как вставить кусочек в углубление. Если вы предпочитаете готовые , купите простую доску с вырезанными формами в игрушечном магазине. На глазах ребенка выньте круг и дайте малышу. Прежде чем давать какие-либо указания, посмотрите, не положит ли он его рядом с углублением или прямо в него. Хвалите ребенка за попытки самостоятельно выполнить задание и в случае необходимости предлагайте ему помощь или покажите все еще раз.

По размеру

1. Дайте ребенку три разные емкости, которые вставлялись бы одна в другую (как ) или надевались бы одна на другую. Начните с емкостей с круглым сечением, потом переходите к таким, у которых сечение прямоугольное. Пусть сначала рассмотрит их, поиграет с ними, затем покажите, как их вставить одна в другую. Протягивайте их ребенку по одной в нужном порядке до тех пор, пока он не поймет, чего вы от него х е. Затем просто положите две емкости перед ним - он сам должен попробовать вставить одну в другую. Если он попытается вставить большую в меньшую, скажите ему: "Нет, так не получится. Попробуй иначе". Если необходимо, снова покажите, как поступать, - и руководите действиями ребенка, пока он выполняет ваше задание. Дайте ребенку попробовать сделать неправильно и обнаружить, что так ничего не получается. Методом проб и ошибок малыш научится действовать вторым способом, если первый не приносит успеха. Когда научится управляться с двумя емкостями, дайте ему все три сразу.

2. А теперь возьмите самые разнообразные емкости, чтобы у ребенка расширился опыт выполнения задания. Используйте жестянки, чашки, миски, коробки, пластиковые контейнеры, вставляющиеся одна в другую детские формочки. Это могут быть три цветочных горшка или три корзины для использованных бумаг. Прив предметов домашнего обихода способствует тому, чтобы играл самостоятельно.

3. Попробуйте взять большую картонную коробку, коробку поменьше (скажем, из-под обуви) и какую-нибудь совсем маленькую. Чтобы было интереснее, оберните коробки цветной бумагой. Ребенок развернет коробки, а затем вставит их одна в другую.

4. Многие вставляющиеся друг в друга можно купить. Скооперируйтесь с родителями других малышей и меняйтесь игрушками, чтобы каждый имел возможность получить как можно больший опыт.

5. Подчеркивайте размер игрушек, когда играете с ребенком. Вот большой мяч для пляжа. Вот маленький резиновый мячик. Попросите ребенка сначала взять большой мяч, потом - маленький.

Бросайте, ударяйте об пол или поддавайте ногой мячи, продолжая говорить об их размерах.

Найдите две картонные коробки - такие, чтобы в одной помещался только маленький мяч, а в другой - большой. Вкладывайте маленький мяч в маленькую коробку, а большой - в большую. Вот и игра. Если пытается вложить большой мяч в маленькую коробку, дайте возможность ему попробовать, затем констатируйте: "Не влезает!" Повторяйте игру снова и снова, пока не начнет правильно укладывать мяч в коробки.

Поставить на

1. Понимает ли ваш малыш, что один предмет можно поставить (положить) на другой? Проверьте. Пусть он положит книжку на стол, подушечку на диван. Он умеет это делать? Дайте ему возможность расширить и развить это умение. Подберите несколько предметов домашнего обихода, которые можно поставить один на другой. Лучше взять такие, у которых есть плоские поверхности: упаковки от детского питания, пакеты из-под молока, жестянки, подушки, катушки ниток. Начните с больших. Покажите ребенку, как поставить их друг на друга, и подчеркните слово "на". Постройте для ребенка башню - образец, который он мог бы копировать. И сбить башню после того, как он ее построит.

2. После того как малыш получит представление, как ставить один на другой предметы, имеющие две плоские поверхности, включите в работу и такие, верх и низ которых различаются.

3. Возьмите в качестве основания башни крупный предмет - и протягивайте ребенку всё более мелкие, чтобы он ставил один на другой - сооружение будет достаточно устойчивым. Затем вы сможете дать ребенку сразу несколько предметов - и пусть он сам решает, в каком порядке будет их ставить. Возможно, он не последует вашему примеру и не начнет с крупного предмета. Ничего - он будет это делать позже, ведь сейчас он только-только учится понимать, что такое размер. Дайте ребенку самому найти путь, как построить башню, чтобы она не упала.

4. Когда малыш завершит строительство башни из нескольких предметов, предложите ему посадить наверх куклу или другую "живую" игрушку.

5. Учите ребенка наряду со словами "больше нет" и "еще" употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь - "еще", разведенные в стороны руки - "больше нет". Эти жесты помогут ребенку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.

Рядом с другими детьми

1. В этом возрасте с удовольствием играет рядом с другими детьми и наблюдает за ними, но он еще не умеет играть вместе. Не торопите его, не стремитесь, чтобы он участвовал в коллективной игре. У него должны быть те же , что и у других, чтобы не возникало побуждения отобрать игрушку.

2. Если один все же пытается отнять игрушку у другого, мягко вмешайтесь и скажите: "Это игрушка Петина, а эта Катина. Катя, нельзя отбирать у Пети его игрушку". Дети еще не готовы делиться игрушками и обмениваться ими.

3. Наблюдая за тем, как другие играют с такими же (похожими) игрушками, ваш малыш, возможно, научится чему-то новому, перенимая их действия.

4. Положите на пол большой лист бумаги. Дайте детям по набору карандашей; пусть они вместе рисуют на этом листе.

5. Дайте им один набор кубиков на двоих, чтобы они вместе строили что-то из них. Взрослый рядом и наблюдает за игрой.

6. Если получится, вовлеките детей в занятие, которое требует кооперации - пусть, скажем, покатают друг друга в тележке. Необходимо, чтобы с каждым из детей было по одному взрослому, чтобы научить ребенка нужному действию.

Играть самостоятельно

1. В возрасте ближе к двум годам нок уже должен играть самостоятельно и быть занятым игрой более длительное время. Обеспечьте ребенка предметами, которые можно было бы использовать самыми разными способами, и побуждайте его к созидательной и творческой игре.

Дайте ребенку , большие бусины, катушки, мячи, набор различных емкостей - кувшины, кастрюли, пустые банки из-под кофе, коробки различных размеров. Малыш будет с удовольствием проводить целые часы, играя со всем этим. Кубики, скажем, можно укладывать в коробки и доставать их оттуда, можно прятать их под коробки, можно как-то сортировать их. Если сначала не заинтересуется, покажите ему некоторые из этих действий.

2. Дайте ребенку такие , как машины, грузовички, животных, миниатюрные копии предметов домашнего обихода, куклы с платьями, рожки, одеяла и расчески. Покажите ребенку, как с ними играть. Затем дайте ребенку самому взять . Попробуйте проимитировать игру вашего ребенка и хвалите его, когда он подражает вашей игре "понарошку".

3. Оставляйте своего ребенка, чтобы он играл один подольше. Конечно, иногда проверяйте, чем он занят. Ненадолго присоединитесь к его игре, поговорите о том, что он делает, а потом снова оставьте его играть одного.

4. У малыша должна быть коробка, в которой он мог бы держать свои . Если ему "нечего делать", попросите его подойти к коробке и выбрать что-нибудь для . Скажите, что скоро подойдете и посмотрите, как он играет.

Вместе со сверстниками

В этом возрасте может начинать играть со сверстниками в простые под некоторым наблюдением со стороны взрослого. Взрослый должен побуждать детей присоединяться к игре и предлагать им ту или иную игру, не оказывая на детей давления.

1. Помогите детям катать мяч от одного к другому.

2. Пусть по очереди заводят звучащую или механическую игрушку.

3. Положите доску под углом; пусть они скатывают с нее машинки и мячи. Помогите им установить очередь.

4. Заведите веселую музыку и потанцуйте с детьми. Сначала берите детей за руки, потом пусть сами возьмутся за руки и танцуют вместе.

5. Поиграйте в "Каравай". Пусть 3-4 ребенка встанут в круг. Помогите им взяться за руки. Если отказывается присоединиться, пусть он наблюдает за другими. Возможно, ему захочется принять участие позже, когда он увидит, что другим детям нравится эта игра.

Утешить плачущего сверстника

1. Ребенок научится утешать других, если вы утешаете его. Утешая ребенка, вы показываете ему, как утешать других.

2. Если малыш расстраивается, когда плачет другой , дайте ему подойти и погладить, обнять плачущего.

3. Покажите ребенку, как нежно прикасаться к другим детям, чтобы они воспринимали его утешение.

4. Поговорите с малышом о том, что чувствует другой . Скажите: "Коле грустно, потому что..." Уверьте ребенка в том, что с Колей будет все в порядке. Предложите: "Поможем Коле развеселиться".

5. Побуждайте ребенка ласкать кукол и мягкие . Скажите: "Можно, я обниму твою куклу? Как это приятно! Хочешь сама обнять ее?" Приписывайте кукле различные чувства, чтобы вызвать у ребенка ответную реакцию. Возможно, вам придется подсказать малышу, как именно он мог бы реагировать. Через несколько дней посмотрите, не обойдется ли ваш малыш без подсказки.

14.11.2005 Фьюэлл Р., Вэдези П.,

На основе книги "Руководство для педагогов и родителей", перевод с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой, Е.В. Сабанеевой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства

В каждом возрасте есть свои особенности, которые нужно учитывать.

Но мой любимый возраст занятий с малышом — это от года до двух лет. Это возраст, когда ребенку все интересно и он смотрит на все широко открытыми удивленными глазами.

Многие мамы не знают во что поиграть с ребенком в этом возрасте, но на мой взгляд, есть масса интересных и обучающих игр для малышей в возрасте до двух лет.

Что ты видишь?

Гуляя с малышом по детской площадке или по парку, спрашивайте: «Что ты видишь?» Задавайте дополнительные вопросы — стимулируйте его мышление. Спросите: «»Какое это дерево — большое или маленькое?», «Какого цвета у него листья?», «Где у дерева самый вверх, а где — низ?»

Привлекайте ребенка к диалогу, даже если он еще не умеет говорить. Слушая вас, он приучается наблюдать и размышлять.

Первый календарь

Повесьте на стене в детской комнате красочный плакат с названиями дней недели. Каждое утро говорите малышу, какой сегодня день, показывайте это слово на плакате.

Можно сделать бумажный циферблат с названиями дней недели и стрелкой, которую ребенок будет переводить на нужный день.

Давай поговорим!

Поговорите в присутствии малыша с его игрушками. Сядьте рядом и возьмите несколько разных игрушек — мишку, зайца, куклу.

Вы: Мишка, у тебя есть печенье? Ты угостишь меня?

Мишка: Конечно, угощу. Возьми,оно очень вкусное.

Вы: Спасибо! А ты, кукла, будешь печенье?

Проигрывайте в диалоге с игрушками разные ситуации. Например, если ребенок не любит носить панамку и постоянно ее снимает. Пусть Мишка предложит одеть зайчику панамку на улицу, а зайчик с удовольствием ее оденет и расскажет почему он так любит носить панамку.

Веселые тарелочки

Возьмите 5-6 разноцветных пластмассовых тарелок и сложите в стопку. Снимите верхнюю и протяните малышу тарелочку. Проследите, чтобы он ее взял правильно: большой палец сверху, а остальные снизу. Рассмотрите вместе тарелочку, какой она формы, какого цвета, размера. затем составьте их снова в стопочку.

Игры с прищепками

Игры с прищепками очень полезны, они развивают мелкую моторику. Мой малыш очень любил такие игры.

  • Вырежьте из старых журналов различные картинки, я в основном вырезала животных или известные малышу предметы, например, ложка, стул, телефон, кружка, пирожок. Затем покажите, как можно нацепить на них прищепки. Можете нарисовать ежика, вырезать его и прицепить вместе на него прищепки, получаться колючки. Или нарисуйте елочку и сделайте тоже самое.
  • Положите в ведерко прищепки. Пусть малыш вынимает их и прицепляет на ободок ведра.

Ловкие ручки

Возьмите губку и читая стишок, показывайте малышу, что вы делаете:

«Эта ручка — правая» (сожмите губку правой рукой),

«Эта ручка — левая» (переложите губку в левую руку и сожмите),

«Я на губку нажимаю» (перекладывайте губку из руки в руку, сжимая ее),

«Я зарядку делаю».

Предложите ребенку самому повторить ваши действия. Если он ошибется, поправьте.

Давай пошепчемся!

Дети любят шептаться, а малыши тем более. Они делают это очень трогательно, прикладывая пальчик к губам, ведь говорить шепотом — это так таинственно и необычно! И очень гордятся, если у них это получается. Шептать нужно как можно чаще, это очень полезное занятие. Со временем малыш научится без труда повышать или понижать голос. Отличное время для таких бесед — перед сном, когда ребенок ляжет в кроватку.

Пазлы и вкладыши

Первые пазлы (или игрушки с вкладышами) должны состоять из 4 деталей. Покажите, как вынимаются детали. Предложите повторить ваши действия.

Рассмотрите самую большую и самую маленькую детали. Назовите большой элемент низким голосом, а маленький -высоким, можно усилить свои слова жестами, разводя руками говорить «большая», показывая пальцами, говорить «маленькая». Вложите вкладыши в нужные отверстия, а последний попросить положить малыша. Если необходимо помогите ему, направляю ручку. Постепенно увеличивайте количество деталей, которые он будет вставлять сам.

Я заметила, что некоторые детки с удовольствием играют в эту игру, а некоторые не охотно. Не настаивайте, если ребенок не настроен вкладывать пазл на место.

«У меня зазвонил телефон»

Купите игрушечный телефон, но желательно с диском или найдите старый (наверняка у ваших родителей такой сохранился). Покажите как крутится диск или нажимаются кнопочки. Играйте в разговор по телефону. Попросите родных поговорить с ребенком по настоящему телефону.

У нас у бабушки есть очень древний дисковый телефон. Максим очень часто с ним играл, особенно ему нравилось крутить диск, потому что он издавал необычный хрустящий звук.

Круги на воде

Дотроньтесь пальцем до поверхности воды и попросите сделать тоже самое ребенка. На поверхности появляются круги. Во время дождя укажите на круги, которые появляются во время дождя на лужах. И объясните почему так происходит.

Подуйте на воду, пусть ребенок увидит волну. Объясните, что волны появляются тогда, когда дует ветер. Если будете летом у водоема, обязательно покажите ему волны, и объясните почему так происходит.

Помоги маме!

Попробуйте попросить малыша принести вам куклу или зайца, или уложить их в коробку. А потом отнести коробку папе, который находится в другой комнате. Интересно, как малыш справиться с этой просьбой? Когда наш малыш научился выполнять просьбы, типа «принеси или подай», мы его в буквальном смысле просто «загоняли». Из одной комнаты в другую Максим приносил вещи или игрушки то папе, то маме. За одно стал прислушиваться к просьбам родителей, да и сам получал не мало удовольствия.

Ящик для игрушек.

Обязательно приучайте ребенка складывать игрушки на место после каждой игры. Но чтобы уборка была в радость, я всегда превращаю ее в игру. Если ребенок маленький, то можно устроить соревнования игрушек — кто первый запрыгнет в коробку. Для постарше детей — можно устроить соревнования между малышом и мамой, кто первый все собирет. Работает на все 100%. Мой ребенок бросит все дела, лишь бы первым все собрать 🙂

Первые слова.

Ваш малыш еще не хочет говорить? Пока повода нет для беспокойства. Всему свое время. Помогите ему осваивать слова в игре. Первые слова должны быть очень простые. Покажите малышу его любимую игрушку и скажите «Дай!», подождите, чтобы он повторил. Если молчит попробуйте повторить сами. Или покажите например игрушечную кошку и скажите «Киса». Затем спросите — кто это? Дайте ребенку несколько секунд, не торопитесь сами с ответом. Если он не отвечает, повторяйте сами.

Новые слова

Если ваш малыш говорит несколько слов, начинайте расширять его словарный запас. Обучение проводится незаметно для ребенка. Проговаривайте и называйте все предметы, которыми пользуется малыш. Например, ребенок готовится к завтраку. Спросите: » Где ложка? А где тарелка?» Малыш обязательно узнает свои любимые предметы. Или моя руки в ванной проговаривайте: «Сейчас мы возьмем мыло, это мыло. Намылим ручки. Смотри какие у тебя ручки. Смоем водой. Это вода. Вытираем полотенцем. Полотенце мягкое, Теперь ручки у нас чистые»



Дудки и свистки

Логопеды советуют детям обязательно дуть в дудки и свистки. Это развивает артикуляционный аппарат, а значит, ребенок быстрее научиться говорить.

Резиновые игрушки

Резиновые игрушки очень полезны для развития осязания, силы мышц, мелкой моторики и речи. Не забывайте про эти проверенные временем игрушки.

Попятились!

Ходьба назад очень полезна для развития координации. Если малыш уверенно ходит, покажите как можно пятиться назад. А чтобы было веселее покажите, как таким образом возить машинку.

Слалом

Для развития координации полезно устраивать слалом — ходьбу с препятствиями. Покажите, как можно обходить сначала столы, стулья, а потом и мелкие предметы, например разложенные на полу игрушки. Предметы можно положить как в одну линию, так и зигзагом.

Спринт

Двигаемся с ускорением. Сначала шагаем и постепенно переходим на бег, а затем снова замедляем шаг. Можно сказать, что быстро бегают зайчики, а медленно ходят медвежата. Превращайтесь, то в зайчиков, то в медведей.

Скок-поскок!

Покажите, как можно подпрыгивать отрывая обе ноги от пола. Обязательно придерживайте ребенка за ручки. Совершенно нормально, если ребенок научится прыгать к 2м годам. К трем он уже будет уверенно прыгать сгибая колени в момент приземления.

Домино

Возможно у вас осталось домино из вашего детства, как в моем случае. Но можно купить и в магазине. Покажите как собирать правильно домино — картинка к картинке. Но в два года дети не все понимают, как правильно играть в домино. Но если практиковать эту игру, то как правило малыши запоминают правила игры.

P.S. А в какие обучающие игры вы играли со своими детьми в этом возрасте? Обязательно жду ваших дополнений 🙂

У ребенка от года до двух лет идет важный процесс знакомства с миром, каждый день приносит что-то любопытное, и это "что-то" надо изучить, попробо­вать на вкус. Внимание ма­лышей в таком возрасте не­произвольно, то есть кроха занимается тем, что интерес­но. Предлагаем вашему вниманию игры, которые будут не только интересны малышу, но и помогут ему освоить многие навыки.

Для начала стоит запомнить несколько правил:

1. Малышу нужно показать и объяснять, как играть, а в процессе игры помогать, пока он не освоит игру.
2. Развивающие игрушки не стоит давать малышу на целый день - привычка служит помехой неослабевающему любопытству.
3. Играющего кроху ничто не должно отвлекать.
4. Предпочтительны простые и короткие игры. И 5 минут достаточно! Но не забывайте о конечной цели: начатую иг­ру лучше довести до конца.
5. Играть в компании весе­лее и эффективнее, посколь­ку в дело включается азарт.

Следующие игры на развитие языковых навыков

Кто в домике живет? (два и более игрока)

Из бумаги или картона вырежем доми­ки - желтый, красный, си­ний, зеленый. Плюс 16 кар­точек с картинками соответ­ствующих цветов (по четыре предмета на каждый). На­пример, желтый цыпленок, красный помидор, синий ко­локольчик, зеленый листок. Положите перед малышами два домика, скажем, красный и желтый, и все красные и желтые карточки. Затем предложите: "Давай назовем каждый предмет и его цвет и покажем домик, в котором он будет жить". С новым захо­дом число домиков и соот­ветственно карточек можно увеличить. Благодаря этой игре расширяется словарный запас, развивается внимание и зрительное восприятие, идет знакомство с цветом.

Я – маленький петушок

Если вам попалась книга или картинка с петухами, почитайте следующее стихотворение:
Я петух: «Кукареку!»
Я по улице хожу. (Упритесь руками в бока и поводите плечами, прохаживаясь по комнате.)
Вот расправлю гребешок,
Я красавец-петушок. (Вытяните шею.)
Прыгну, крыльями взмахну, (Помашите локтями.)
Запою «Кукареку!»

Давай-ка почитаем

Совместное чтение книг подарит вам совершенно удивительные ощущения. В то время как вы читаете, просите ребенка называть все, что он видит,- животных, формы, цвета.
Маленькие дети, как правило, разглядывают книгу несколько минут, затем встают и уходят заниматься чем-нибудь другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса, просто дети не могут пока концентрировать внимание на одном предмете длительное время.

Когда вы соберетесь почитать, сформулируйте предложение в позитивной форме, стараясь с помощью интонации заинтересовать ребенка: «Давай-ка с тобой почитаем!»
Чем больше вы читаете своему ребенку, тем больше вы совершенствуете его языковые навыки.

Привет, солнце

Подберите какую-нибудь книгу, отличающуюся простотой предложений и слов, хорошо известных детям. Вы можете придумать свою собственную версию этой книги, здороваясь с различными предметами в детской комнате. Скажите «привет» кроватке, столу, стульчику, окошку, солнцу и небу.
Составьте другие простые предложения, в которых легко заменять последнее слово. Вскоре ребенок научится подставлять в конец все известные ему слова.
Вот несколько вариантов: «До свидания, …», «Давай, пойдем в гости к …» или «Я могу …».

Игра с коробочкой

Возьмите маленькую коробочку. Положите в нее картинку какого-нибудь животного, знакомого ребенку. Передайте коробочку малышу и попросите его заглянуть внутрь.
После того как он отдаст вам картинку, расскажите ему коротенькую историю про нее. Например: «Жила – была маленькая собачка, которая очень любила играть с (имя малыша). Они играли и играли до тех пор, пока окончательно не устали и не пошли спать».
Такая незамысловатая история заинтересует малыша.

Игры на развитие координации

Смотри, что я могу!

Я могу в ладоши хлопать. (Хлопайте в ладоши.)
А ты? (Помогите малышу хлопнуть в ладоши.)
Я могу ногами топать. (Потопайте ногами.)
А ты? (Помогите малышу тоже потопать.)
Головой могу вертеть, (Повертите головой сами и помогите малышу.)
Потом ме-е-едленно присесть (Сядьте на пол вместе с ним.)

Игры с необычным мячом

Это великолепная игра, в которую можно играть дома. Набейте старую наволочку смятыми газетами. Прочно завяжите конец. Из наволочки получился отличный мяч, с которым можно играть, пока не устанешь.

Вот этими словами вы можете поощрять ребенка бить по мячу.
Вот и раз, вот и два,
По мячу ударь сперва.
Вот и два, вот и раз,
Поиграем мы сейчас.

Давай с тобой поскачем

Маленькие дети обожают бегать и прыгать. Напевайте эту песенку на любой мотив, который придет вам в голову.

Приходите в гости к нам,
Развеселым прыгунам.
Будем целый день скакать.
Раз, два, три, четыре, пять.

Каждый раз, когда вы исполняете куплет, меняйте движения. Обязательно прыгайте вместе с ребенком. Кроме того, вы можете бегать, маршировать, ходить на цыпочках, плавать и кружиться.

Ползем через джунгли

Маленькие дети обожают эту игру. Играя в нее, можно использовать какую-нибудь мебель. Ползайте по комнате, прячась за различные предметы мебели.
Рассказывайте при этом стишок:

Как – то шел по джунглям
И услышал я:
Начали лягушки
Квакать для меня.

Начните прыгать, повторяйте тот же стишок, заменяя слово «шел» на слово «скакал»:

Я скакал по джунглям,
И услышал я:
Маленькая птичка
Пела для меня.

Полетайте, как птица. Продолжайте игру, заменяя названия животных.

Растягивание

Высоко поднимите руки и тянитесь вверх. Свернитесь на полу в клубочек, как маленькая мышка. Играйте вдвоем с малышом.

Посмотрите, мамы, папы!
Мы – высокие жирафы.
Станем мы потом малышки,
Словно маленькие мышки.

Игры на развитие памяти и наблюдательности

Парочки (два и более игро­ка)

Купите яркий иллюст­рированный журнал в двух экземплярах и вырежете из каждого карточки с изобра­жением одинаковых предме­тов. Раздайте один комплект игрокам, чтобы они внима­тельно их рассмотрели и по­ложили перед собой. Карточки второго комплекта находятся у взрослого, который ведет игру. Он поочередно поднимает одну из своих карточек, называет изобра­женный на ней предмет и просит откликнуться облада­теля парной картинки. В игре малыши расширяют свой словарный запас, развивают наблюдательность, внимание и зрительную память.

Мини-паззл.

Вырежете одну-две крупные картинки из журнала. Ту, которую ма­лыш рассмотрел и запомнил, разрежьте на две части. Зада­ча крохи - собрать картинку заново. Со временем все ус­ложняется: в игре уже две и более картинок - их разреза­ют пополам и перемешива­ют. Благодаря этой игре ре­бенок тренирует память, внимание и усидчивость.

Где кролик?

Тайком от ребенка спрячьте плюшевого кролика в укромное местечко. Поинтересуйтесь у ребенка: «Где кролик?» Начинайте задавать уточняющие вопросы: «Он на стуле?» или «Он под столом?» Как только вы задали вопрос, тут же идите к этому месту в поисках кролика.

Лучше всего, чтобы третий вопрос оказался правильным. Если к примеру, игрушка спрятана на детской кроватке, спросите: «А может, кролик на кровати?»
Когда пропажа обнаружится, покажите, как вы рады: «Ура! Мы нашли кролика!»

Игры на развитие воображения

Волшебный мешочек (один или более игроков).

Возьми­те непрозрачный мешочек и несколько знакомых ребенку крупных предметов с выра­женной формой и фактурой (клубочек шерсти, ключ). Запуская руку в кулечек, ма­лыш на ощупь определяет, что ему попалось (поначалу разрешены наводящие под­сказки). Если играют не­сколько ребят, все запускают руки в мешочек по очереди - и каждый вытаскивает себе „приз". Дети обожают эту иг­ру, где так силен элемент волшебства.
Единственная сложность - подобрать по-настоящему разные предме­ты, не забывая о безопаснос­ти - вещи не должны быть колючими или острыми. По­степенно игру усложняют за счет все более мелких и труд­но различимых на ощупь ве­щичек. А начинают, наобо­рот, с более простого вариан­та, предлагая малышу не оп­ределять находки, а искать конкретные предметы. Ска­жем, отыскать в кулечке пу­говицу. Игра тренирует па­мять, воображение, развива­ет тактильные ощущения.

Мой первый барабан

Дети обожают играть с кастрюльками и сковородками. Дайте ребенку алюминиевую или стальную кастрюльку и деревянную ложку. Покажите ему, как можно изобразить звук барабана, перевернув барабан и стуча по нему ложкой. Пойте любимые песенки, главное, чтобы они были веселые и ритмичные. Если получается чересчур громко, оклейте ложку скотчем, чтобы слегка приглушить звук.

Щенки

Наденьте на руку носок, пусть ребенок сделает то же самое. Шевелите рукой, как будто это открывается и закрывается рот. Пойте песенки, задавайте вопросы, дурачьтесь и поощряйте малыша повторять за вами.

Игры на развитие мышления

Билет на одну поездку на корове

Вырежьте прямоугольные билетики из цветной бумаги. Бумага должна быть достаточно прочной. Отлично подойдет для данной цели картон. Спросите у ребенка, не хочет ли он прокатиться на корове. Попросите у него голубой билетик.
После того, как вы получите от него нужный билет (помогите малышу, если он плохо разбирается в цветах), усадите его на колени и покачайте вверх-вниз.
Помычите при этом: «Му-у, му-у».
Продолжайте в том же духе: просите билетик того или иного цвета и издавайте звуки различных животных. С малышом ограничьтесь двумя – тремя цветами, а ребенок постарше вполне справится с большим количеством названий и цветов, и животных.
Скоро малыш будет сам сообщать вам, на ком он желает прокатиться. Поощряйте ребенка использовать в этой игре плюшевых животных.

Игры для знакомства с частями тела

Одеваемся

Маленькие дети обожают наряжаться в различные платья. Когда будете играть в эту игру, объясняйте малышу, на какую часть тела надевается та или иная вещь.
Башмачки мы надеваем на ноги, а шапочку на голову.
Попробуйте поменять предметы одежды местами – шапочку натянуть на ногу, а башмачки – на голову.
Если вы надеваете рубашечку, обсудите каждую часть тела, через которые она надевается. Через голову, продеваем одну руку, затем другую.
Вас несказанно удивит, как много узнает ребенок из этой игры.

Прятки

Все разновидности пряток хороши тем, что они учат малыша: если что-то исчезло, оно потом появится. И кроме того, они позволяют весело и занимательно провести время.
Сядьте лицом к ребенку. Прикройте платком нос.
Скажите: «Ку-ку, я вижу свой нос». И снимите платок.
Теперь накройте платком носик малыша.
Продолжайте накрывать различные части тела. А потом их находить.
Передайте платок ребенку и посмотрите, сможет ли он повторить ваши движения, накрывая ваши руки или колени.

Где твои глазки?

Где бы вы ни ждали, малышу обязательно понравится вот эта игра. Попросите ребенка показывать на различные части своего тела- глазки, носик, ножки. А вы попросите его что-нибудь сделать.
Наморщить носик.
Похлопать себя по животику.
Закрыть глазки.

© 2020 estry.ru
Портал о беременности