Занятия для детей 5 лет в домашних условиях. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

В этой статье:

Первое испытание, которое выдержали молодые родители, – это рождение малыша. Развитие и постепенное взросление ребенка проходило у них на глазах и с их непосредственным участием. И вот уже не год, а 5 лет позади.

Теперь это не хрупкий младенец и не лепечущий бессмысленные слова мальчик, а уже вполне полноценная маленькая личность, которая может помочь по хозяйству, задает много жизненно важных вопросов, ответы на которые иногда приходится искать даже в энциклопедиях.

Это целый мир, полный тайн и загадок, полный огромного потенциала, который необходимо правильно направить, чтобы он радовал своим характером и талантами близких и окружающих. Большинство родителей это осознают, но не знают, в каком направлении двигаться и какие шаги предпринимать.

Что нужно знать о ребенке 5 лет

5 лет – это возраст дошкольника. В этом возрастном периоде у ребенка происходит изменение представления о себе. Большое значение начинают приобретать друзья, к выбору которых малыш отныне подходит избирательно. Самым важным критерием выбора являются положительные качества человека или его умение что-либо хорошо делать. Дети воспринимают события, происходящие с ними, как цепь последовательно связанных между собой историй, и с радостью рассказывают их подробности. Они также любят слушать рассказы сверстников, сопереживая им и подбадривая их.

В возрасте 5-6 лет у детей формируется система первичной половой идентичности. Мальчики и девочки по-разному начинают проявлять свои эмоции, более ярким становится проявление мужских и женских личностных качеств. Мальчики больше любят играть в мужские профессии и интересуются всем, что интересно папе. А девочки, в свою очередь, стремятся подражать маме и больше проявляют интерес к чисто женским профессиям. Также дети разных полов в возрасте 5-6 лет отличаются и в специфике своего поведения. В ребенке противоположного пола они ищут качества, которые, по их мнению, должны характеризовать именно его. Так, мальчики считают, что основные качества девочек – это ласка, красота и нежность. А девочки уверены, что мальчики обязательно должны быть сильными, мужественными, способными защитить и помочь.

Особенности сознания пятилетних детей

Эгоцентричная позиция маленького ребенка уже позади. Дети пяти лет, наоборот, любят осознавать свою ответственность. Поэтому в этот важный период жизни необходимо успеть сформировать у ребенка положительные привычки, которые станут хорошим фундаментом организованности для младшего школьника.

Также в этом возрасте дети остро чувствуют несправедливость и могут становиться на место другого человека. Они высказывают свое мнение в отношении поведения других детей с точки зрения понимаемого ими «хорошо» и «плохо».

Отныне совместные игры со сверстниками начинаются с распределения ролей. Если во время игры возникают недоразумения, то ребенок пяти лет уже может объяснить причину своих действий или раскритиковать действия игрока, который неправ или нарушает установленные правила.

Развитие внимания у детей 5 лет

Внимание ребенка пятилетнего возраста становится более устойчивым и произвольным. Ему уже можно объяснить первенство понятия «должен» над «хочу». Он воспримет объяснения взрослых и может заняться даже неинтересным, на первый взгляд, делом, если оно нужно и важно для окружающих и мама или папа объяснят, чем именно важно. Сосредоточивать свое внимание на выполнении поручения дети могут в течение двадцати – двадцати пяти минут. Больше всего им нравится выполнять простые задания, совмещая их с игрой или домашней работой.

В этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными и следить за детьми, так как у них увеличивается интерес к экспериментированию. Развитие детей происходит активно, они познают окружающий мир и подчас не совсем безопасно проявляют интерес к его граням.

Ребенок в 5 лет уже хорошо знает цвета и может отличать их оттенки. Он различает размеры предметов и может расположить их в порядке возрастания или убывания. Знаком с большинством форм предметов и может показать схожие на различных картинках.

Развитие памяти детей пяти-шести лет

Объем запоминаемых объектов и явлений в этом возрасте существенно не увеличивается, но улучшается такое свойство памяти, как устойчивость. Особенно это заметно, если родители для развития запоминания используют всевозможные

дидактические материалы, которых на полках детских магазинов сейчас очень много.

Это могут быть различные предметные карточки, лото, схемы, рисунки в книжках и т.п. Самым активным в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Использование дидактического материала позволяет ребенку решать в уме простые логические и математические задачки.

В свою очередь, упрочение и развитие наглядно-образной памяти способствует становлению прогностического мышления. Это когда у ребенка получается видеть перспективу и понимать будущий результат событий, поступков, действий.

Особенности развития психологии пятилетнего ребенка

Основной особенностью детей в 5 лет является их любознательность. Не стоит забывать, что если родители не успели воспитать своего ребенка до пяти лет, то заложить правильные основы позже будет гораздо сложнее. Маме и папе необходимо знать и использовать основную особенность детей этого возраста, чтобы позже стать их настоящим другом и собеседником на всю жизнь.

Дело в том, что дети в этом возрасте очень любят задавать вопросы. Важно не отмахиваться от их детской назойливости. Родители! Помните, что возраст «почемучки» пройдет, но от того, как

именно вы отнеслись к его течению, будет зависеть результат, который вы получите в своем ребенке позже.
Если вы были внимательны и терпеливы в ответах на вопросы малыша, то, выйдя из периода «почемучки», он по-прежнему будет стремиться со всеми возникающими у него проблемами идти к вам. А если вы отмахивались от его любознательности, да еще и посылали за ответом на свои вопросы к кому-то другому, то не обижайтесь, если он и позже будет искать помощи в решении проблем не у вас, а у друзей или совершенно чужих людей.

Что посеешь, то и пожнешь – эти слова как нельзя лучше подходят для родителей, воспитывающих или упускающих воспитание своих детей.

Особенности воспитания мальчика 5 лет

Лучше всего в этом возрасте осуществлять контроль над детьми, наблюдая за ними со стороны. Особенно это касается мальчиков, которые уже в 5 лет начинают формироваться в самостоятельных людей, способных принимать решения и быть ответственными за других. Лучше не избавлять сына от опасностей, а пройти трудности вместе с ним. Оптимально не показывать ему выход сразу же, когда он только столкнулся с трудностями, а подтолкнуть его в нужном направлении, чтобы он нашел его сам. Такой тип поведения родителей будет постепенно формировать в мальчике личность защитника семьи, добытчика, лидера, способного брать на себя решение самых сложных вопросов.

Уважение к личности ребенка – вот основной критерий правильного воспитания малыша в этом возрасте. Если у ребенка что-то еще не очень хорошо получается, необходимо не стыдить его, а подбодрить, помочь совершить ему только то, что он еще просто не в силах сделать. Хвалить ребенка за успехи в этом возрасте необходимо! А вот ругать нужно осторожно, потому что унижение детей в таком возрасте, а особенно мальчиков, ведет к формированию неуверенной в себе, инфантильной личности, которая не сможет брать на себя ответственность и принимать решения.

В мальчике стоит поощрять развитие и проявление мужских качеств характера, таких как мужественность, терпение, выносливость, сила, смелость… Этим целям также должны соответствовать игрушки, напоминающие профессии, которыми занимаются в основном мужчины.

Под присмотром взрослых можно и даже нужно давать ребенку слесарные инструменты, чтобы он пробовал забивать гвозди, пилить, пользоваться перочинным ножиком. Помощь папе в мужских работах по дому возвышает ребенка в собственных глазах. Более значимым малыш чувствует себя, даже если его просят выполнить самые простые поручения, например принести молоток или подать гвозди. Если же мальчуган растет в неполной семье, то мама должна найти среди своих друзей или знакомых человека, который иногда мог бы приобщать сына к мужской работе.

Психологи рекомендуют

родителям не забывать, что крик недопустим в общении с детьми. Так можно отбить у ребенка охоту помогать, а это значит, что взамен этого он найдет себе какое-то другое, может, совершенно ненужное занятие.

В этом возрасте ребенка нужно ориентировать на рыцарское отношение, прежде всего к маме, сестре, да и вообще к девочкам. Мальчики очень податливы и восприимчивы к образу силача, благородного рыцаря, защитника. Необходимо дать сформироваться этим качествам, подбадривая малыша, когда он помогает нести сумки, поднимать тяжести, уступает место, открывает двери или подает руку, чтобы помочь выйти из транспорта, и т.п.

Что касается подвижных игр

Наши малогабаритные квартиры не позволяют ребенку 5 лет достаточно полно реализовать физическое развитие, свою двигательную активность. Поэтому, если у родителей есть такая возможность, можно превратить детскую комнату в тренажерный зал для ребенка. Его можно оборудовать, сделав своими руками простые спортивные снаряды. Здесь есть простор для фантазии родителей. Если же нет и такой возможности, то не нужно запрещать малышу устраивать борьбу с папой или какие-нибудь другие подвижные игры.

Если не давать ребенку выплескивать свою энергию в стенах дома (конечно, не перед сном), то у него может случиться нервный срыв.

Развитие мальчиков характеризуется более шумными играми, чем у девочек. Это следует отнести к особенностям пола. И для всех будет лучше, если мама сможет не только понять это, но и «облагородить» эти игры, придать им смысл. Можно наполнить игры в «войнушку» интересной стратегической задачей вроде освобождения принцессы или поиска сокровища, и обязательно с вашим участием. А если перед этим мама прочитает или расскажет малышу какие-нибудь интересные истории, то фантазия у ребенка пробудится сама.

5 лет ребенку – один из самых важных периодов в жизни: это заключительный год в детском саду, предваряющий возраст похода в школу. Ребенок за прошедшие годы значительно вырос, многому научился, и сейчас активно применяет приобретенные навыки. Именно в период 5-6 лет происходит, так сказать, базовое становление малыша как личности, прорабатываются основные аспекты его личностного «Я»: по данным многих источников, сейчас закладывается около 90% основных черт характера и личности ребенка. Теперь с ним можно разговаривать и вести себя практически на равных: кроха все видит и все понимает. И то, каким он вырастет, во многом будет зависеть от поведения родителей, от атмосферы и традиций в семье, от отношения мамы с папой между собой и к своему уже теперь почти взрослому чаду.

Режим дня ребенка в 5 лет

Режим дня пятилетнего ребенка фактически ничем не отличается от того режима, в котором он жил прошлый год. Ребенок пока еще продолжает посещать детский сад (если ходил в садик и до этого), утром просыпается в строго отведенное время, и так же в определенное время ложиться спать.

Очень многие детки к 5 годам категорически отказываются от дневного сна, и, вполне возможно, он им действительно не нужен. Не стоит ребенка заставлять спать, если это неоправданно: время, отведенное раньше на дневной сон, можно потратить на спокойные занятия.

По-прежнему с малышом следует заниматься – время для занятий определено промежутком между завтраком и первой дневной прогулкой. Все так же следует обязательно устраивать забавы на воздухе – гулять ребенок должен не менее 2-х раз в день, одна из прогулок приходится на вечернее время, перед ужином.

Обязательны в распорядке дня ребенка физические нагрузки: как минимум, необходима утренняя зарядка. Хорошо записать малыша к этому времени в спортивную секцию или на плавание – в специализированных учреждениях занятия обычно проходят в послеобеденное время, 17-18 часов. Потому, если ребенок ходит в садик, в дни тренировок (2-3 раза в неделю) его придется забирать из садика пораньше.

В основном же, режим дня ребенка в 5 лет соответствует режиму прошлого года и выглядит приблизительно так:

7.00 – подъем, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры;

8.00-8.30 – завтрак;

8.30-9.00 – подготовка к занятиям;

9.00-9.40 – занятия (дома с малышом заниматься также нужно: рисовать, учить цифры и буквы, складывать конструктор);

9.40-10.00 – подготовка к прогулке;

10.00-12.00 – прогулка;

12.00-12.30 – возвращение с прогулки, подготовка к обеду;

12.30-13.00 – обед;

13.00-13.30 – подготовка ко сну;

13.30-15.30 – сон;

15.30-16.00 – подъем, полдник;

16.00-17.00 – самостоятельные занятия, игры;

17.00-18.30 – прогулка (к 18.00 и позже детей начинают забирать из садика, до этого времени, накануне прогулке, их уже кормят и ужином в том числе);

18.30-19.00 – возвращение с прогулки, подготовка к ужину;

19.00-19.30 – ужин;

19.30-21.00 – спокойные игры и занятия;

21.00-21.30 – гигиенические процедуры, купание;

21.30-7.00 – ночной сон.

Сколько ест ребенок в 5 лет

Сохраняется и режим питания ребенка в 5 лет – в том же виде, какой практиковался в 4 года. Малыш все так же должен принимать пищу 4 раза в день с промежутками в 4 часа – для полного ее переваривания и усвоения. Пятилетние дети едят уже почти все наравне со взрослыми, единственно, что следует пока не знакомить ребенка с грибами (в идеале, грибы не стоит давать детям до 6 лет), а также не давать крохе соленые или острые блюда, которые негативно сказываются на пищеварительной системе.

Многие родители к 5 годам уже не так тщательно следят за тем, как, когда и чем питается их малыш. А делать этого совершенно нельзя – от организованного питания во многом зависит здоровье и самочувствие ребенка.

Нередко родители фиксируют отказ ребенка от еды в определенное время, в таком случае, необходимо проследить, не имел ли место «перекус» накануне, например, обеда во время игры во дворе. Так, «перехваченный» пирожок, печенье, конфета снижают аппетит и приводят к тому самому отказу от еды. Это же касается сладких фруктовых соков и других напитков, которые пьет ребенок вместо воды, потому, лучше для утоления жажды в промежутках между кормлениями давать малышу несладкий чай или простую воду.

Если говорить о суточной норме калорий, которая положена ребенку в 5 лет, она составляет приблизительно 1700-2000 килокалорий. При этом следует так организовать режим питания, чтобы основную часть – 40% энергетической ценности – ребенок получал на обед. В то же время, на завтрак и ужин отводится по 25%, на полдник – 10% из общего количества положенных калорий. Кстати, если вспоминать суточную потребность в отдельных питательных веществах, то в 5 лет малыш за день должен потребить 60-65 г белка, столько же жира и 220-250 г углеводов.

Ежедневно малышу положено мясо – лучше давать его в первой половине дня или на обед, когда активно совершаются пищеварительные процессы, продукт лучше усваивается и не задерживается в желудке. Обязательными в рационе ребенка остаются молочные продукты, а также творог. Пару раз в неделю – рыба, через день – яйца. И, конечно же, каждый день в питании ребенка необходимы овощи и фрукты. Причем положены ребенку как приготовленные блюда из овощей, так и овощи в свежем виде, фрукты же можно добавлять в творог, варить кисели и компоты и, опять-таки, кормить ребенка фруктами свежими.

Приблизительное меню ребенка в 5 лет может выглядеть так:

Завтрак: 200 г гречки с молоком + 15 г хлеба с 5 г сливочного масла + 150 мл чая;

Обед: 150 мл зеленого борща на мясном бульоне + 120 г макарон с 100 г мясной подливы + 50 г салата из помидор с огурцами + 150 мл компота;

Полдник: 200 мл кефира + 50 г сырников + 150 г фруктов;

Ужин: 200 г овощного рагу + 200 мл молока + 100 г фруктов.

Случается, что детки не хотят есть те или иные продукты и блюда, в этом случае, кормить их насильно не советуют – лучше выяснить, чем вызван отказ малыша от еды. Случается, что не хочет кроха кушать ту или иную пищу, «подражая» сверстникам в детском саду и будучи уверенным, что «это не вкусно». Нужно объяснить ребенку, что он ошибается, что на самом деле продукт очень вкусен и полезен, попробовать подать его в «новом» виде, украсив блюдо, чтоб заинтересовать ребенка.

Развивающие занятия и игры для 5-летнего ребенка

5 лет – это последний год, предваряющий поход ребенка в школу (в случае, если родители решили отдавать малыша в первый класс в 6-летнем возрасте). Посему, целесообразно потихоньку начинать (или же продолжать) подготовку ребенка к школе. Хорошо научить малыша, если он уже знает цифры, совершать функции вычисления и складывания, решать самые простые логические задачи. Ребенок знает буквы? Великолепно! Самое время начинать обучение письму – для этого можно приобрести сначала специальные пособия для рисования наклонных, горизонтальных и вертикальных линий и крючочков.

Не следует забывать о рисовании: детки обычно любят рисовать и это является для них не только интересным, но и полезным занятием. Так, рисование способствует разрабатыванию кисти перед тем, как малыш начнет писать.

Показаны для ребенка в 5 лет занятия для развития мелкой моторики – лепка, раскрашивание рамочек для фотографий, рисунки цветным песком, создание самодельных фигурок из папье-маше, игры с конструктором.

Рекомендованы в этом возрасте словесные игры и занятия с ребенком для расширения словарного запаса. Так, можно предложить крохе поиграть в игру «Продолжи предложение». Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем с собой солнечные очки и сумку», ребенок, в свою очередь, должен предложить свой вариант того, что нужно взять: «Мы едем на море и берем с собой купальник и надувной круг».

Каждый раз после прочтения книги нужно просить малыша пересказать смысл прочитанного, обсудить с ним ту или иную сказку.

Хорошо приобрести в детском магазине специальные карточки с изображениями, которые используются при занятиях на развитие мышления, зрительного восприятия, способности сравнивать и обобщать понятия. Подобные карточки, кстати, можно найти и в Интернете, распечатав их на цветном принтере. Это может быть комплект карточек, например, с изображениями зверей, птиц и рыб: задание ребенка – объединить карточки в разные группы по видовой принадлежности.

Кроме того, не следует забывать про физическое развитие: малыш должен как можно больше двигаться, играть с мячом, хорошо сделать дома спортивный уголок с турником и гимнастическими кольцами, шведской стенкой.

Ребенок в 5 лет: родителям на заметку

Поскольку малыш в 5-летнем возрасте начинает какое-то время проводить за письменным столом, нужно обязательно подобрать стол, который будет удобен для ребенка. Так, при выборе стола необходимо учитывать рост малыша – ноги крохи должны доставать до пола, а спина при сидении оставаться ровной.

В 5 лет малыш все так же нуждается в ласке и заботе, стремится к общению и знаниям. Потому не стоит отмахиваться от малыша, если он чем-то интересуется и задает разнообразные вопросы, мотивируя известной присказкой «подрастешь – узнаешь». Во-первых, ребенок вполне заслуженно может подумать, что родителям до него нет дела, а во-вторых, совсем через несколько лет кроха просто может потерять интерес к тому, что сейчас его так занимает. И вина в этом будет лежать, в первую очередь, на родителях.

Важно в этом возрасте следить за соблюдением ребенком гигиены полости рта: два раза в сутки малыш должен чистить зубы с использованием фторсодержащей пасты, регулярно следует водить кроху на профилактический осмотр к стоматологу.

Если мама или папа пользуются автомобилем, в нем обязательно должно быть предусмотрено детское кресло и ремни безопасности. Ребенок все больше времени проводит на улице, так вот не стоит позволять ему играть без присмотра взрослых. В то же время, следует научить ребенка, что с незнакомыми людьми на улице никогда нельзя никуда уходить. Кроме того, объяснить, что при отсутствии в доме взрослых нельзя открывать дверь, если в нее звонят, и поднимать трубку при телефонном звонке.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? В этом возрасте он хорошо владеет собственным телом и испытывает радость от движения. Как и прежде, активные, подвижные игры у него на первом месте. Но также пятилетнему малышу интересна познавательная деятельность, чтение вслух, рисование, лепка, обучение, общение со сверстниками.

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны. Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу. Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки - одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы. Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.


Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности - координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.


Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача - постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи - это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то - слуховая. Одни дети запоминают механически, другие - подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение - база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму. Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.


Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка - это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство - «что же там написано, о чем там речь»?


Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Распечатать

Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.
Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.
Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.
В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.
У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.
В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.

В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.

Игры и игрушки для детей 5 лет

Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры . Они позволяют примерять на себя взрослые роли. С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым. Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.
Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки , их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи.
Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.

Наказания и поощрения

Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.
Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания. Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние.
Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.
Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый).

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Комментарии

Добавить комментарий

Кстати, если Вы зарегистрируетесь , то не нужно будет каждый раз указывать свое имя. Достаточно будет войти на сайт. К тому же Вы сможете загрузить свою фотографию и указать в профиле данные о себе.


Юлия 5 месяцев назад

Наталья Александровна Лепустина 2 года назад

Добрый день! Как заниматься с 5летним ребенком.

Лариса 3 года назад

Интересная статья, согласна с автором, и могу добавить, что в этом возрасте ребенок моделирует на игрушках свои отношения с окружающим миром. И наблюдая за играми детей можно увидеть те тенденции, которые формируются в Вашем ребенке и в игре их подкорректировать.

Младший дошкольный возраст очень многие недооценивают, не уделяя должного внимания развитию ребенка. А ведь эти дети очень любознательны и вопросы от них просто «сыплются», причем абсолютно на разные темы. Именно в этом возрасте малыши начинают интересоваться смертью и рождением. Поэтому очень часто можно услышать вопросы: «Откуда берутся дети?» или «Почему люди умирают?». Многие родители, глядя на своего малыша, часто задумываются над тем, что должен знать ребенок в 5 лет и не отстает ли он от своих сверстников.

Психическое развитие

Начиная с этого возраста, у детей возникает чувство жалости и сострадания. Именно поэтому, мамы и папы могут столкнуться с тем, что вернувшись вечером с работы, они обнаружат дома бездомного котенка. Родителей должно насторожить в 5 лет, если у него не проявляется чувство одиночества. Малыш должен понимать разницу между тем, когда он с семьей, и когда он один, а также выражать чувство тревоги по этому поводу. Кроме того, его должны беспокоить действия людей или ситуации, которые могут привести к гибели, как самого ребенка, так и окружающих.

Дом и быт

Малышу нужно рассказать о правилах нахождения и о том, что в результате того, как он будет их выполнять, зависит его безопасность. Ребенок 4-5 лет должен знать, что запрещено открывать дверь незнакомым людям, оставлять открытой воду, нельзя без разрешения и наблюдения взрослых пользоваться плитой, утюгом и играть со спичками. Помимо этого, кроху нужно приучать к помощи по дому, и он должен знать, что трудиться – это хорошо. Малышу можно поручить несложные задания: полив цветов, вытирание пыли, подметание полов и их мытье, уборка грязной посуды со стола и т.п.

Подготовка к школе

В этом возрасте очень важно заниматься с детьми и готовить их к школе. Все чаще и чаще, малыши и их родители сталкиваются с тем, что при поступлении в первый класс требуется определенный «багаж» знаний. Итак, что должен знать ребенок 5-6 лет по основным предметам:

Математика:

  • знать счет до 10 и обратно;
  • уметь называть основные геометрические фигуры и отличать их друг от друга;
  • иметь представление о математических действиях и знать, как ими пользоваться;
  • знать числительные и использовать их в речи;
  • уметь сравнивать цифры, которые расположены рядом друг с другом.

Русский язык:

  • знать разницу между гласными и согласными звуками и определять их в словах;
  • уметь делить слова на слоги;
  • сосчитать количество букв и звуков в слове;
  • понимать что такое ударение, и уметь определить на какой слог оно падает.

Развитие речи:

  • внятно и членораздельно говорить;
  • уметь составлять рассказ из 5-6 предложений, глядя на картинку или из жизни;
  • строить сложные предложения из предложенных слов;
  • знать, как объяснить смысл пословицы;
  • выразительно рассказывать стихи, понимая их смысл.

Природоведение:

  • знать времена года, название месяцев, а также время суток;
  • понимать, что такое неделя и знать название дней;
  • называть явления природы;
  • уметь отличить травоядных животных от хищников, полевые цветы от садовых, деревья от кустарников.

И это далеко не все. У малышей этого возраста должна хорошо быть развита мелкая моторика, и они без труда должны вырезать ножницами разные фигуры по нарисованным линиям, раскрашивать картинки не выходя за контуры, рисовать простые предметы, глядя на них, и свободно контролировать нажим на ручку, кисть или карандаш.

Физическое воспитание

Родителям нужно помнить, что кроме умственного развития, не стоит забывать о физических нагрузках. Что нужно знать и уметь ребенку в 5 лет, чтобы не отставать от своих сверстников, так это лазать по гимнастической стенке, спрыгивать с высоты 20–30 см, бегать в течение полутора минут не останавливаясь, уметь прыгать на одной ножке, уверенно подниматься и спускаться по лестнице, бросать и ловить мяч и т.д.

Итак, знания ребенка в 5 лет должны быть очень разносторонними. Их невозможно занести в определенные рамки, но существует минимум, который малыш должен знать и уметь.

© 2020 estry.ru
Портал о беременности